Вся психология в одном университете

Круглый стол журнала "Культурно-историческая психология". «А.Р. Лурия: преодоление оппозиции "естественное – искусственное" в психологии»

Круглый стол

2022-11-11 А.Р. Лурия: преодоление оппозиции

В рамках Международного конгресса «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках», который пройдет на базе Новосибирского государственного 15–17 ноября 2022 года, состоится круглый стол журнала «Культурно-историческая психология». Тема круглого стола: «А.Р. Лурия: преодоление оппозиции "естественное – искусственное" в психологии».

Круглый стол проводится в онлайн-формате 17 ноября, с 11:30 до 12:30.

МодераторВладимир Товиевич Кудрявцев, доктор психологических наук (г. Москва, Россия).

В.И. Вернадский выдвинул парадоксальный тезис: «природа – часть культуры». А.Р. Лурия провозгласил психологию «исторической наукой». История не прервала эволюцию, а включила ее в свой «состав», в свое течение, что явилось основанием для создания историко-эволюционного подхода к полидисциплинарной проблеме человека и его развития (А.Г. Асмолов), опирающегося на идеи Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Понимание самой «природы человека» в качестве его «естества» как «продукта истории» (Ф. Энгельс) вызвало необходимость обращения к анализу культурных форм жизни, внутри которых это «естество» возникает и формируется по законам человеческой деятельности. Все «факты» психологии человека – это «артефакты» (М. Коул), которые носят характер «артеактов» (В.П. Зинченко). Ребенок овладевает органами своего тела – включая мозг – так же, как он овладевает предметами культуры, но в отличие от культурных, общественных предметов овладение здесь достигается путем развития органов в их специфически человеческих функциях.

Вместе с тем, само наличие социально-предметной среды вокруг и взаимодействие с другими людьми по поводу предметов еще не является гарантом превращения предметов и людей в «естественные органы жизнедеятельности» (Ф.Т. Михайлов) ребенка. Это превращение совпадает с процессом «опрозволивания» действия, его выделения из массива непроизвольной активности, сдерживая который оно обретает свободу. Можно сказать, что свободное действие не столько преодолевает давление внешнего мира, сколько обнаруживает человеческую способность «плыть против потока» импульсов изнутри. Свободное действие как «артеакт» представляет собой наиболее естественную форму жизнедеятельности человека, в которой складывается субъектная, а затем и «авторская» инстанция. На эту мысль наводят и работы А.Р. Лурии.

Тем не менее, в связи со сказанным возникает ряд открытых вопросов, которые предлагается обсудить «за круглым столом»:

  • Имеет ли смысл сегодня деление психических функций на «высшие» и «низшие», «культурные» и «натуральные», идущее от П. Жане и Л.С. Выготского и поддержанное А.Р. Лурией?
  • Можно допустить, что морфофизиологическая организация человека является наиболее сложным творением культуры (ср. гегелевское: рука – «орудие орудий»), в котором по-особому «задействован» и преобразован его природный потенциал. В чем состоит эта особенность?
  • Какова роль процессов «означивания – переозначивания», «осмысливания – переосмысливания» в сфере психосоматических феноменов?
  • Как возможна культурно-историческая психофизиология и нейропсихология?

Ссылка на Круглый стол будет доступна после регистрации на Конгрессе.

Сайт Конгресса

Программа Международного конгресса «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках»

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Журнал «Культурно-историческая психология»