Вся психология в одном университете

Проблемы социализации детей с онкологическими заболеваниями обсудили в проекте «Наука в публикациях»

Релиз

2024-09-19 Проблемы социализации детей с онкологическими заболеваниями обсудили в проекте «Наука в публикациях»

Проблемы социализации детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

9 сентября на площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялась дискуссия между педагогами и психологами, занимающимися помощью детям с тяжелыми соматическими заболеваниями, проходящими или прошедшими длительный курс лечения в стационаре.

Анастасия Алексеевна Бриллиантова (аспирант кафедры «специальной психологии и реабилитологии» МГППУ педагог-психолог первой квалификационной категории, Специализированное структурное подразделение «Госпитальная школа «УчимЗнаем», ГБОУ «Школа №109») рассказала о исследовании и о разработанной программе в рамках научного проекта МГППУ по социальной и образовательной реинтеграции детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения.

Анастасия Алексеевна озвучила ряд условий, которые необходимо соблюдать для эффективной психологической реабилитации. Рассказала, какие методики применялись при исследовании детей с онкологическими заболеваниями и их родителей. Подробно рассказала про отдельный этап исследования – формирующий эксперимент – апробацию программы психологической реабилитации и про оценку эффективности разработанной программы. Подробнее о разработанной программе и о результатах применения читайте в публикациях спикеров.

Екатерина Владимировна Тинякова (руководитель реабилитационных программ Благотворительного фонда «Шередарь») рассказала о фонде «Шередарь» и реабилитационных программах фонда для детей и подростков, перенесших тяжелые заболевания (включая онкологические). Одним из последствий длительного лечения является синдром выученной беспомощности, над его устранением работают в ходе реабилитации. Родителей и сиблингов таких детей также включают в программы реабилитации. Программы построены по методу терапевтической рекреации – специально разработанные программы досуга, направленные на достижение терапевтических эффектов. Волонтеры с любым образованием всегда востребованы на программах фонда.

 

После докладов состоялась дискуссия.

Анастасия Алексеевна ответила на вопросы из зала. Что исследователи из МГППУ понимают под гармонизацией отношений между родителями и детьми. А также применима ли разработанная программа для социализации детей с другими нозологиями.

Куртанова Юлия Евгеньевна (кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «специальной психологии и реабилитологии» МГППУ) рассказала о курсах повышения квалификации, на которых научат применять на практике разработанную программу социализации детей. И задала несколько вопросов Екатерине Владимировне о работе фонда «Шередарь»: была ли адаптирована американская система терапевтической рекреации для российских детей, как попадают семьи на программы, кто финансирует.

Юлия Андреевна Бурдукова (кандидат психологических наук, доцент кафедры «дифференциальной психологии и психофизиологии», заместитель декана факультета «Клинической и специальной психологии» по научной работе МГППУ) подняла вопрос о возможности сотрудничества исследовательской группы из МГППУ и фонда «Шередарь».

Публикации спикеров по теме мероприятия:

  1. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями / Ю.Е. Куртанова, Ю.А. Бурдукова, А.М. Щербакова, Е.С. Зорина, О.В. Белозерская, Н.С. Лыкова, В.Д. Щукина, А.А. Бриллиантова // Новые психологические исследования. 2023. № 3. С. 108–126. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_03_06.
  2. Куртанова Ю. Е., Бриллиантова А. А. Возможности реализации программы психологической реабилитации для профилактики социальной депривации у детей с онкологическими заболеваниями в медицинских учреждениях // Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1–3 ноября 2023 г.). М.: «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», 2023. С. 80–82.
  3. Психосоциальная реабилитация в детской онкологии / Ю.Е. Куртанова, А.М. Щербакова, Ю.А. Бурдукова, Е.С. Зорина, О.В. Белозерская, Н.С. Лыкова, В.Д. Щукина, А.А. Бриллиантова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023. № 3. С. 108–118.
  4. Бриллиантова А. А. Социальная и образовательная реинтеграция детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения // Реабилитация+: материалы VII Международного конкурса молодежных проектов в области медицинской реабилитации. Ульяновск: УлГУ, 2024. С. 195–199.
  5. Kurtanova Yu. E., Brilliantova A.A. Russian experience of implementing a psychological rehabilitation program for the prevention of social deprivation in children with oncological diseases in hospitals // Fine Arts. 2024. Volume special, Issue 6. pp. 42–51.

Видеозапись вебинара

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Фундаментальная библиотека МГППУ, Факультет "Клиническая и специальная психология", Сектор «Точка кипения МГППУ», Знакомимся с научными публикациями