ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КИНОКЛУБ
Что может быть лучше просмотра хорошего фильма, заставляющего задуматься о важных проблемах и вопросах? Наверное, только обсуждение такого фильма в творческой атмосфере Киноклуба, собирающего на одной площадке психологов, режиссеров, актеров и всех, неравнодушных к подлинному кинематографу.
Формат работы Психологического киноклуба:
- Просмотр фильма.
- Небольшой комментарий от приглашенного эксперта.
- Обсуждение.
- Обратная связь от эксперта по содержанию дискуссии.
Встречи Киноклуба проходят один раз в месяц со свободным участием слушателей.
23.10.19. Психологический киноклуб: Когда мы вместе.
23 октября состоялась очередная встреча Психологического киноклуба МГППУ в рамках V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность». К обсуждению были предложены короткометражные документальные и игровые фильмы современных российских, австралийских и индийских режиссеров, затрагивающие проблему инклюзии людей с ОВЗ в образовательные, трудовые, спортивные и творческие виды деятельности.
Разнообразие художественных приемов, культурных и географических контекстов отобранного материала позволили участникам встречи ознакомиться с особенностями процесса инклюзии: его комплексностью, многоаспектностью, свойственной ему ярко выраженной дихотомией в межличностных отношениях (учитель – ученик, работодатель-сотрудник, родитель-ребенок), созависимостью всех участников процесса. Разобраться в практической стороне инклюзии, в значимости и потенциале успешного опыта обучения в ВУЗе по инклюзивным программам помогли выпускники МГППУ – режиссеры Валентина Детерлеева и Кирилл Белоусов, чьи работы были просмотрены в рамках кинопоказа. В обсуждении были затронуты вопросы личностного развития и становления, поиска способов самовыражения, профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, а также вопросы гармоничного сосуществования всех членов общества.
17.12.19. Психологический киноклуб: Песнь моря (Song of the Sea, 2014 г.)
17 декабря на площадке ЦМИСД прошла очередная встреча Психологического киноклуба МГППУ. Темой обсуждения стал мультипликационный фильм ирландского иллюстратора, автора комиксов и режиссёра мультфильмов Томма Мура «Песнь моря» (2014 г.). Многослойность, мифологичность и аллюзорность предложенной к просмотру рисованной семейной драмы не раз были отмечены призами международных конкурсов. Однако приглашенный гость киноклуба Артем Шилин, старший преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью МГППУ, также видит в мультфильме и психотерапевтический потенциал.
Затронутая в мультфильме проблематика семейных отношений (детско-родительских, межпоколенных, сиблинговых) при работе с детьми от 4-х лет способствует развитию у детей эмпатии и беcконфликтности, а также примирению малышей с некоторыми трагическими жизненными обстоятельствами, такими как развод родителей или потеря близких. Преимуществом сюжета для восприятия маленькими зрителями является его нелинейность, непредсказуемость и мистицизм, в то время как отсутствие очевидного счастливого окончания истории заставляет задуматься над эмоциями и переживаниями героев, над ответственностью за принятые героями решения и совершенные ими действия. Безусловную ценность «Песни моря» составляет реализм повседневной жизни с ее радостными и грустными моментами, где сам человек, даже если он ребенок, зависимый от взрослых и кажущийся бессильным перед обстоятельствами, способен самостоятельно действовать во благо не только самого себя, но и окружающих.
12.11.19. Киноклуб: Победа.
12 ноября на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства прошла встреча с Александром Куприным, автором и режиссером более 100 документальных и телевизионных фильмов, победителем многих российских и международных кинофестивалей. В рамках киноклуба был просмотрен документальный фильм-эксперимент «Победа» (2011), созданию которого автор посвятил более 10 лет. Представленную работу невозможно однозначно отнести к какому-либо жанру: это и фильм-хроника (о 2000-ых годах в России), и фильм-осмысление (философское рассуждение о жизни «маленького» человека в «большом» мире), и фильм –исповедь (психологический этюд, автобиографический очерк), и фильм-поиск (поиск вечных человеческих смыслов и безвременных ценностей), и фильм-социологическое исследование (обобщенный психологический портрет человека средних лет на сломе эпох). 120 часов отснятого материала в результате повторного проживания и анализа автором были скомпелированы в 56 минут. Получившаяся кинолента состоит как из сэлфи-съемок, так и из хронометража, отснятого различными операторами на протяжение одного года жизни главного героя.
Беседу с гостем провела Елена Юрьевна Ермакова, кандидат искусствоведения, киновед, доцент факультета информационных технологий МГППУ. Дискуссия с аудиторией развернулась вокруг современного «расчеловечивающего» и «очеловечивающего» кино. Также участникам встречи удалось обсудить новые технологические возможности съемки, поговорить о гармоничности, своевременности и адекватности применения новых гаджетов, например, квадрокоптеров. В ходе обсуждений были рассмотрены различные факторы успеха любой кинокартины, однако Александр Куприн акцентировал внимание на важности слаженного тендема режиссера и оператора, на роли случайной встречи или совпадения в успехе любого мероприятия.
11.04.2018. Психологический киноклуб: Спартак и Калашников
11 апреля в рамках встречи Психологического киноклуба состоялся просмотр фильма «Спартак и Калашников» (2002 г.) о приключениях, любви и взаимной преданности найденного щенка и детдомовского подростка Шурки.
Открыла встречу Елена Юрьевна Ермакова – кандидат искусствоведения, киновед, доцент факультета Информационных технологий МГППУ. Поднятая в фильме тема детской беспризорности и сложностей социализации воспитанников детских домов особенно остро стояла на протяжении 1990-х годов: к моменту выхода фильма по разным оценкам насчитывалось от 2 до 3 млн беспризорных. Как следствие, согласно статистике, резкий рост беспризорности и безнадзорности повлек за собой скачок в употреблении несовершеннолетними наркотиков и алкоголя, распространении инфекционных заболеваний, включая ВИЧ. Однако режиссеру фильма Андрею Александровичу Прошкину удалось уйти от банальностей формата, задаваемого выбранной темой. Он смог рассказать зрителю не просто трогательную и забавную историю выживания Шурки Калашникова в условиях абсолютной ненужности и безразличия взрослых, но сумел взглянуть на жизни беспризорных подростков с позиции абсолютной ценности детства, в котором обязательно должно быть место для справедливости, озорства и легкости бытия. Как заметили участники дискуссии, кинолента не оставляет чувства отчаяния и безысходности. И, хотя краеугольным камнем фильма является сущность трагедии каждого беспризорного ребенка (одиночество, отсутствие взрослого, которому можно довериться, самоорганизация в условиях тотальной свободы бродяжничества, обреченность на социальную изоляцию), зритель видит в главных героях, прежде всего, обычных детей, способных нести ответственность «за тех, кого приручили». Присоединившийся к дискуссии Андрей Александрович рассказал об исполнителях главных ролей (простых детдомовцах) – о судьбах счастливых и несложившихся.