Вся психология в одном университете

Эффекты внешкольных занятий обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Новость

Эффекты внешкольных занятий обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

11 апреля 2024 состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов  МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Эффекты внешкольных занятий: методы и анализ (на материале исследований Центра общего и дополнительного образования им. Пинского Института образования НИУ ВШЭ в Ярославской области в 2022 и 2023 гг.)» выступили

  1. Иван Юрьевич Иванов, младший научный сотрудник, Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ 
  2. Мария Александровна Новикова, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ

В своем докладе авторы представили основные результаты исследования внешкольного времени детей школьного возраста, которое проводит Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ с 2022 г.

Авторы в своем выступлении затронули различные аспекты, такие как поиск эффектов участия во внешкольных занятиях, социально-экономическая композиция, структура внешкольного времени, использование линейной регрессии для анализа данных, связь дополнительного образования с благополучием школьников, исследование влияния внешкольных занятий на развитие мягких навыков и академические результаты.

В то же время был выделен ряд проблем для исследования внешкольных занятий: трудности в поиске эффектов при использовании сложных методов анализа, что приводит либо к отсутствию эффекта, либо его очень низкому значению. Важным дефицитом исследовательского поля является отсутствие традиции в отечественной науке в отношении оценки эффектов дополнительного образования: большинство работ носят описательный или декларативный характер.

Результаты исследования имеют практическое значение в развитии системы дополнительного образования на муниципальном и региональном уровнях. Сама же дискуссия о методах является важной, т. к. позволяет обеспечить прочную научную базу для принятия управленческих решений.

Доклад вызвал живую дискуссию участников семинара.

Дискуссанты отметили значимость исследований внешкольных занятий не только с точки зрения получения ответов на их результативность или эффективность, но и попытки методологических поисков для повышения научного уровня исследований дополнительного образования.

В своем выступлении дискуссант Диана Рафаильевна Ахмеджанова, PhD, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, отметила, что не удивлена маленьким эффектом, в частности из-за выбора инструментов измерения. Она предложила рассмотреть возможность адаптации опросников для различных областей образования (например, спорта), учитывая специфические факторы дополнительного образования и их влияние например, на благополучие и психоэмоциональные навыки. Также спикер указала на важность использования специализированных инструментов для измерения конструктов в различных областях, например, спортивных занятий.  

Дискуссант Анастасия Васильевна Капуза, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, отметила, что учет всех причин попадания в экспериментальную группу в образовании является сложным и невозможным заданием. Квазиэкспериментальные методы, например, мэтчинга, хотя и популярны, критикуются из-за невозможности учета всех факторов. Большинство экспериментальных исследований в образовании не приносят ожидаемых эффектов, что вызывает разочарование и приводит к публикации отчетов вместо статей. Сложность оценки эффектов образования связана с гетерогенностью группы и необходимостью разделения на подгруппы. Важно не только объяснить увеличение баллов учащихся, но и понять механизмы, почему это происходит, включая культурный перенос и агентность.

Видеозапись вебинара

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 23 мая 2024 года.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"