Эксперты обсудили проблему стандартизации психодиагностического инструментария в России и Беларуси
Релиз
![Эксперты обсудили проблему стандартизации психодиагностического инструментария в России и Беларуси](/files/galleries/photos/9bba0db14b74752b51d99b5d82d107ec.jpg)
13 февраля состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ. Вебинар был посвящен проблеме измерительной инвариантности психодиагностических инструментов.
Считается, что проверка инвариантности помогает оценить, насколько измеряемый конструкт имеет сопоставимое значение для разных групп или точек измерения. Такая проверка может потребоваться, чтобы убедиться, что сравнение этих групп или измерений между собой является адекватным.
Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, представила примеры проверки инвариантности некоторых психодиагностических методик (Шкала реагирования на неопределенность и Шкала настойчивости) в разных странах (Россия и Беларусь).
Также в рамках Недели педагогической науки 2025 сотрудник центра PsyDATA Андрей Сергеевич Радчиков провел мастер-класс, на котором было показано, как проверка инвариантности осуществляется в Amos SPSS, что может быть полезно для начинающих исследователей, магистрантов и аспирантов.
С подробностями исследования можно познакомиться в статьях:
- Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Сорокова М.Г. Шкала реагирования на неопределенность: инструмент оценки взаимодействия подростков с многомерным стрессом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 2. C. 106–128.
- Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Козырева Н.В., Сорокова М.Г. Шкала реагирования на неопределенность: адаптация на белорусской выборке [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 185–199.
- Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала настойчивости для подростков: разработка и апробация нового инструмента // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6. C. 129—144.
- Козырева Н.В., Радчиков А.С. Шкала настойчивости для подростков: апробация нового инструментария на белорусской выборке // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 605–622.
В обсуждении приняли участие Семенова Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и конфликтологии Российского государственного социального университета (РГСУ), филиал в г. Минске (Республика Беларусь), и Чумаченко Дмитрий Валерьевич, младший научный сотрудник центра PsyDATA. Они отмечали как важность, так и трудности разработки измерительных инструментов в психологических науках. Экспертами предложены пути возможного совершенствования в такой сложной области.
Видеозапись в хостинге Цифровой кафедры МГППУ
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 13 марта 2025 года.