Мониторинг и оценку образовательных проектов Киргизии обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ
Новость

22 мая состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ, на котором впервые сделала презентацию представитель Киргизии.
С докладом «Эффективность цифровых инструментов в мониторинге и оценке: личный опыт реализации образовательных проектов в Киргизии» выступила Омуркулова Чинара Мукановна, аспирант Института образования НИУ ВШЭ.
В своем докладе Ч.М. Омуркулова представила опыт реализации двух масштабных образовательных проектов в Киргизии, отразивших переход от традиционных систем мониторинга и оценки к современным решениям, интегрирующим компонент обучения. Были рассмотрены проекты по развитию навыков чтения у учащихся 1–4 классов (2017–2021 гг.) и по дистанционному обучению для повышения качества и доступности школьного образования в Кыргызстане, Монголии и Таджикистане (2021–2024 гг.).
Докладчик подробно сравнила подходы к мониторингу и оценке, особенности используемых и разработанных цифровых инструментов (DevResults, Google, Tangerine, Ona, ODK Collect), а также рассказала о некоторых результатах EGRA/SSME и их применении при разработке учебно-методических материалов, обучении учителей, библиотекарей, методистов, руководителей школ, преподавателей педагогических вузов, в работе с родителями и местными сообществами. Особое внимание было уделено оперативной адаптации проектной деятельности в условиях пандемии COVID-19, в частности, переносу мероприятий по развитию культуры чтения в социальные сети, обеспечению доступа к материалам проекта на сайте Министерства образования и науки страны.
Ч.М. Омуркулова рассказала о цифровом инструменте — калькуляторе слов для анализа текстов книг на киргизском и русском языках, который был разработан в ходе проекта. Она отметила усилия по обучению издателей и разработчиков детской литературы, а также применению калькулятора слов для определения уровня сложности текста. Докладчик, описывая систему MEL в международном проекте по дистанционному обучению, отметила важность универсальности и простоты системы для ее результативности. Завершая доклад, Ч.М. Омуркулова поделилась извлеченными уроками.
Доклад вызвал заинтересованную дискуссию среди участников семинара.
Дискуссанты и выступающие отметили масштаб и международный охват проектов, направленных на развитие базовых навыков чтения и дистанционного обучения, а также использование цифровых инструментов мониторинга, оценки и обучения (MEL) для повышения качества управления проектами в условиях ограниченных ресурсов и вызовов пандемии.
В своем выступлении дискуссант Сегизбаева Назгуль Капаровна, кандидат педагогических наук, декан факультета русской филологии Кыргызского государственного университета им. И.Арабаева, подтвердила актуальность материалов и обоснованность подходов, основанных на данных для системы образования страны.
Дискуссант Авдеева Светлана Михайловна, кандидат технических наук, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов, Институт образования НИУ ВШЭ, отметила масштабность охвата (900 школ) и международный уровень проектов (три страны), целостность использованных систем мониторинга, оценки и обучения (MEL), а также трансформирующую роль цифровых инструментов.
Особо была отмечена важность разработки локального цифрового калькулятора сложности текста для киргизского и русского языков. С.М. Авдеева также подчеркнула наличие потенциала представленного материала для вторичного анализа данных, академического масштабирования проекта, разработки национальной модели оценивания в образовании при представлении архитектуры цифровых инструментов и методологии MEL на основе международного опыта.
Видеозапись вебинара можно посмотреть по ссылке на трансляцию в VK здесь.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 5 июня 2025 года.