Вся психология в одном университете

Инструменты оценки цифровых компетенций школьников представлены на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Новость

Инструменты оценки цифровых компетенций школьников представлены на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

9 декабря 2021 состоялся заключительный в этом году  международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Модератором семинара выступила Елена Юрьевна Карданова, кандидат физико-математических наук, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Оценка цифровых компетенций учащихся: опыт разработки инструментов и результаты исследований» выступили Светлана Михайловна Авдеева, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании (Институт образования, НИУ ВШЭ), и Ксения Вадимовна Тарасова, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании (Институт образования, НИУ ВШЭ).

В своем докладе авторы представили подходы, в том числе международные, к оцениванию цифровой грамотности и цифровых компетенций. Было отмечено, что в настоящее время не разработано универсального инструмента, который мог бы служить всем целям и контекстам, а проведенный анализ существующих инструментов показал, что у каждого из них есть недостатки.

Авторы отметили, что цифровые компетенции – сложные для измерения конструкты, поскольку включают в себя способность использовать цифровые технологии для работы с информацией и данными, информационную безопасность, этику и многое другое. Более того, они связаны с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, которые невозможно измерить традиционными тестами по компьютерной грамотности.

В докладе была представлена концептуальная рамка цифровой грамотности, основанная на обширном мета-анализе, а также подход к разработке инструментов измерения цифровой грамотности и близких конструктов. Авторы представили инструменты (DigLit, ICL Test), разработанные Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов на основе заданий сценарного типа (complex performance tasks). Оценивание заданий основывается на одном из методов обоснованного дизайна (Principled Assessment Design) - методе доказательной аргументации Evidence Centered Design (ECD). Один из инструментов (ICL Test) использовался в мониторинге информационно-коммуникационной компетентности, в котором приняли участие более 30 тысяч учащихся 9-х классов из 21 региона Российской федерации в 2020-2021 гг. Результаты показали наличие большого процента выпускников основной школы, не готовых к полноценной жизни в обществе информации и цифровых технологий, которым нужно особенное внимание и обучение для того, чтобы приобрести необходимые навыки работы с информацией в цифровой среде. Большинство таких учащихся живут в сельской местности, в семьях с низким социальным капиталом, что значительно усиливает роль школ в решении данной проблемы.

В ходе развернувшейся после доклада дискуссии участники семинара подняли тему проблемы формирования цифровой грамотности учащихся в школах, важности студентоориентированного и системного подхода при представлении обратной связи, предоставления рекомендаций учителям, школам, муниципальным и региональным органам управления образованием, разработанных на основе результатов исследований цифровой грамотности. Дискуссанты отметили отсутствие представления у учащихся и учителей о том, какими цифровыми навыками должны овладеть школьники. А.Ю. Уваров, ведущий научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, подчеркнул, что при разработке инструментов измерения важно помнить, что они направлены не только на оценивание, но также и на обучение тестируемых. Л.Л. Босова, заведующая кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ, отметила, что цифровые навыки у учащихся в основном формируются вне школы их окружением, школьных часов информатики не хватает для того, чтобы сформировать те навыки, которые измеряются инструментами, поэтому необходимо переходить от описания результатов к практическим рекомендациям не только учителям, но региональным системам образования.

Доклад был выполнен в рамках НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», проект 3.1 «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки».

Видеозапись вебинара можно посмотреть здесь

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится в феврале 2022 года.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"