Состоялась вторая встреча научно-методологического семинара «Качественные методы в психологии и социальных науках»
Новость
21 апреля прошла вторая встреча научно-методологического семинара «Качественные методы в психологии и социальных науках». Встреча была посвящена одному из наиболее распространенных методов качественного анализа – тематическому анализу. Обсуждались как теоретические вопросы метода: его связь с исследовательскими парадигмами и методологиями, основные типы, особенности процедуры, – так и конкретное эмпирическое исследование, выполненное на основе использования тематического анализа.
На семинаре выступили кандидат психологических наук, доцент МГППУ Н.П. Бусыгина, кандидат психологических наук, научный сотрудник ПИ РАО, доцент РАНХиГС Т.А. Сысоева, научный сотрудник ПИ РАО С.В. Ярошевская.
В своем докладе «Тематический анализ: «философия метода» и особенности процедуры» Н.П. Бусыгина рассказала об истории развития метода тематического анализа в психологии и социальных науках, дала его общую характеристику, описала основные виды метода. Тематический анализ относится к методам, основу которых составляет выделение и описание смысловых паттернов – тем. Тематический анализ близок качественному контент-анализу, интерпретативному феноменологическому анализу, обоснованной теории, некоторым видам дискурс-анализа (например, анализу интерпретативных репертуаров). В докладе эти методы были кратко сопоставлены, было проведено различие между методом и методологией и очерчена специфика тематического анализа, который является именно методом (не методологией, в отличие, например, от феноменологического или дискурсивного анализа). Особое внимание Н.П. Бусыгина уделила видам тематического анализа, одни из которых (подход надежности кодирования, список кодов) применяются в рамках позитивистской парадигмы и часто относятся к качественной методологии «q маленькая», в то время как другие (рефлексивный тематический анализ) являются представителями качественной методологии «Q большая», основанной на эпистемологических позициях, альтернативных позитивизму. Основным предметом обсуждения стал именно рефлексивный тематический анализ – популярная в западных исследованиях вариация метода, предложенная В. Браун и В. Кларк.
В докладе Т.А. Сысоевой и С.В. Ярошевской «Опыт применения тематического анализа в исследовании представлений студентов об успешности обучения» были представлены методологическая программа и результаты качественного эмпирического исследования. Т.А. Сысоева и С.В. Ярошевская подробно рассказали об этапах и процедуре исследования, показали, как происходило кодирование транскриптов свободных интервью со студентами и формулировались кандидаты в темы, как в процессе анализа им приходилось отказываться от первоначальных формулировок тем, предлагать новые и т.п.
Главными темами обсуждения после докладов стали проблема валидности проводимого анализа, место теоретической интерпретации в качественном исследовании, стратегии представления результатов.
В выступлении организаторов и модераторов дискуссии Н.В. Ткаченко и О.Е. Хухлаева была подчеркнута необходимость методологической и методической систематичности при проведении качественных исследований. О.Е. Хухлаев отметил, что выход за пределы традиционной позитивистской парадигмы и алгоритмов количественной методологии отнюдь не предполагает неряшливой и методически неясной работы, поэтому обсуждение правил конкретных методов, чему и был посвящен семинар, представляется очень важным.
Семинар вызвал интерес у всех участников. Множество вопросов и бурная дискуссия следовали за каждым из докладов. В конце встречи участники обсудили возможные темы следующих семинаров.