Семинар "Качественные методы в психологии и социальных науках" (третье заседание)
Релиз
Пресс-релиз третьего заседания семинара по теме: «Проблема обобщения результатов в качественных исследованиях»
19 мая состоялась очередная встреча семинара «Качественные методы в психологии и социальных науках». На семинаре обсуждалась тема проблемы обобщений в качественных исследованиях. Организаторы семинара Н.П. Бусыгина, Н.В. Ткаченко, О.Е. Хухлаев в своем вступительном слове подчеркнули важность этой темы для понимания научного статуса качественных методов. Нередко результаты качественных исследований объявляются необобщаемыми в силу недостаточного объема выборки, однако подобные утверждения обусловлены имплицитной ориентацией психологов на определенный тип исследования (на больших выборках, с использованием измерительного инструментария и статистических методов) и характерный для таких исследований тип обобщения – вероятностно-статистические обобщения, основанные на повторяемости и регулярности явления. В методологии качественных исследований представлено масштабное переосмысление концепции обобщения в целом и описаны конкретные типы и стратегии обобщения, которые могут быть реализованы в исследованиях такого типа. Обсуждению этих идей и был посвящен прошедший семинар.
С докладом на семинаре выступила Н.П. Бусыгина. Она рассказала об основных теоретических позициях в понимании обобщения, представленных в философской и методологической литературе. Один из подходов к обсуждению темы обобщений в качественных исследованиях связан с систематизацией методов, определением места качественных методов в общей системе методов и выделением уровней обобщения, которые имеют отношение к возможностям качественных методов. Согласно данной позиции, в качественных исследованиях возможны так называемые умеренные обобщения (moderatum generalizations) – контекстно-зависимые и часто представляющие собой первый шаг к обобщениям более высоких уровней (М. Уильямс, Ф. Майринг). Другой подход к обсуждению обобщений в качественных исследованиях характеризуется отказом от принципа иерархизации в понимании методов и, соответственно, отказом от уровневого представления о возможностях обобщений на основе применения тех или иных методов. Такая позиция часто сопровождается критикой имеющегося мейнстрима психологических исследований. Она обосновывается целым рядом теоретических представлений из феноменологической, критической и культурно-исторической психологии, а также представлениями о различиях «аристотелевского» и «галилеевского» способов мышления К. Левина. Некоторые авторы (например, Б. Фливберг) говорят о том, что в науке переоценены формальные обобщения, которые, безусловно, очень важны, но это далеко не единственный способ развития знания: описательное исследование случая, не претендующее на какие-либо обобщения, тоже имеет свою ценность, поскольку открывает иной путь к научным инновациям Основной принцип обобщений в качественных исследованиях – обобщение не к популяции, а обобщение к теории. Наиболее полно этот принцип эксплицирован в подходе обоснованной теории, который представляет собой выведение теорий из данных. Однако и в случае других качественных методов исследователи обобщают согласно тому же принципу – к теории, пытаясь раскрыть теоретический смысл в данных. В докладе была проанализирована предложенная Л. Татео круговая модель теоретического обобщения на основе наблюдений отдельных случаев, включающая в себя абдукцию, конструирование концепта, выделение типа или образца в «зоне потенциального о(т)странения» от деталей случая, и затем – возвращение к пониманию случая на основе сконструированного концепта. Н.П. Бусыгина привела пример эмпирического исследования, в котором реализуется обобщение к теории на основе малого числа случаев. Предметом обсуждения стали также конкретные типы обобщения в качественных исследованиях: натуралистическое обобщение, переносимость, аналитическое и интерсекциональное обобщения.
Доклад вызвал большой интерес. Участники семинара высказали пожелание продолжить его и перенести еще один запланированный доклад Д.А. Хорошилова на следующее заседание семинара. С размышлениями и комментариями выступили Д.А. Хорошилов, А.Н. Кричевец, С.В. Ярошевская, Н.В. Ткаченко.
В конце семинара организатор и модератор семинара Н.В. Ткаченко подвела некоторые итоги, подчеркнув множество проблем методологического характера, касающихся обобщений в качественных исследованиях, которые еще требуют своего обсуждения. Было принято решение продолжить разговор об обобщениях на следующей встрече семинара.