Научная деятельность
Научная деятельность научно-методического центра сопровождения педагогических работников в 2025 году
- Проект НИР «Производство и внедрение в цифровую образовательную среду видеокейсов для подготовки педагогов-психологов, учителей начальных классов и учителей-дефектологов по программам бакалавриата в рамках УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки» (рук. Леонова О.И.);
- Проект НИР «Универсальная платформа для психологической диагностики на основе искусственного интеллекта» (рук. М.Г. Сорокова);
- Проект «Актуализация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (рук. В.В. Рубцов, О.И. Леонова);
- Проект «Разработка оценочных средств по квалификациям профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» (рук. О.И. Леонова);
- Проект «Организация и проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2025» (рук. О.И. Леонова).
Научная деятельность научно-методического центра сопровождения педагогических работников в 2024 году
- Проект «Разработка и апробация библиотеки видеокейсов для подготовки педагогов-психологов, учителей начальных классов и учителей-дефектологов
по программам бакалавриата в рамках УГСН Образование и педагогические науки» в рамках реализации программы развития МГППУ Приоритет-2030 в 2024 году (рук. О.И. Леонова); - Проект НИР «Разработка пакета стандартизированного психодиагностического инструментария в цифровом формате для оценки индивидуально-психологических особенностей обучающихся на разных уровнях образования» (рук. М.Г. Сорокова);
- Проект НИР «Мониторинг готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования» (рук. М.А. Сафронова);
- Проект НИР «Психологическая диагностика для оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» (рук. М.А. Сафронова);
- Проект «Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2024» (рук. В.В. Рубцов, О.И. Леонова);
- Проект «Актуализация профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере)» (рук. В.В. Рубцов, О.И. Леонова);
- Проект «Организация и проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2024» (рук. О.И. Леонова).
Научная деятельность научно-методического центра сопровождения педагогических работников в 2023 году
- Проект «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах» (рук. Леонова О.И., Усубян Ш.А.);
- Проект «Стандартизация методик для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков» (рук. М.Г. Сорокова) в рамках Стратегического проекта «Педагогика развития» (рук. М.А. Сафронова) по программе «Приоритет 2030»;
- Проект «Стандартизация психодиагностического инструментария и верификация образовательных и социальных программ и технологий на основе положений доказательного подхода в психологии и образовании» (рук. М.Г. Сорокова) в рамках Стратегического проекта «Педагогика развития» (рук. М.А. Сафронова) по программе «Приоритет 2030»;
- Проект «Актуализация профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» (рук. О.И. Леонова);
- Проект «Программа психолого-педагогической диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных учебных действий» (рук. М.А. Сафронова);
- Проект «Организация и проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2023» (рук. О.И. Леонова);
- Проект «Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2023» (рук. В.В. Рубцов, О.И. Леонова).
Научная деятельность научно-методического центра сопровождения педагогических работников в 2022 году
- Проект «Методы и технологии коррекции трудностей в обучении школьников» для использования субъектами Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (рук. О.И. Леонова);
- Проект «Разработка и апробация руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан» (рук. В.В. Рубцов, О.И. Леонова);
- Проект «Об организации работ по созданию реестра рекомендованных психодиагностических методик и психолого-педагогических программ» в рамках выполнения государственного задания по сопровождению Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования (рук. О.А. Ульянина, М.Г. Сорокова, О.И. Леонова);
- Проект «Организация и проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2022» (рук. О.И. Леонова);
- Проект «Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2022» (рук. В.В. Рубцов, О.И. Леонова).
Основные публикации:
- Трансфер научно-методических продуктов в практику образования / И. В. Головина, О. И. Леонова, Г. А. Папуткова [и др.] // Ярославский педагогический вестник. – 2024. – № 4(139). – С. 62-73. – DOI 10.20323/1813-145X-2024-4-139-62. – EDN JDCUKK.
- Доказательный подход : Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере / М. Г. Сорокова, О. А. Ульянина, Г. В. Семья [и др.]. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2024. – 130 с. – ISBN 978-5-94051-333-9. – EDN JTRKFQ.
- Актуальные стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников как механизм формирования единого образовательного пространства / О. И. Леонова, И. В. Головина, Г. А. Папуткова [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 5. – С. 49-62. – DOI 10.17759/pse.2024290504. – EDN UARZMA.
- Егоренко, Т. А. Демонстрационный экзамен как форма оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов / Т. А. Егоренко, О. И. Леонова, И. А. Голованова // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 6. – С. 54-66. – DOI 10.17759/pse.2024290604. – EDN USXTKE.
- Головина, И. В. Экспертиза образовательных и методических разработок на основе доказательного подхода в условиях развития единого образовательного пространства / И. В. Головина, М. Г. Сорокова, О. И. Леонова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2024. – № 3(71). – С. 181-192. – EDN GVKEVA.
- Взаимодействие научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами единого образовательного пространства / Г. А. Папуткова, И. В. Головина, Т. Ю. Медведева [и др.] // Вестник Мининского университета. – 2024. – Т. 12, № 2(47). – DOI 10.26795/2307-1281-2024-12-2-1. – EDN BYSCFW.
- Организация независимой оценки психолого-педагогических программ и стандартизации психодиагностических инструментов в парадигме доказательного подхода / М. Г. Сорокова, О. И. Леонова, Ю. Б. Ботова, Е. О. Пятаков // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2023. – Т. 6, № 4(23). – С. 143-156. – EDN IMAFVT.
- РУКОВОДСТВО («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Методическое пособие : руководство для педагогов, психологов и родителей / С. В. Алехина, Е. Э. Артемова, Е. В. Бочкина [и др.]. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2022. – 208 с. – ISBN 978-5-94051-272-1. – EDN JRFYVZ.
- Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком : пособие для электронного учебно-методического комплекса / О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязова, Э. Ш. Гарифулина [и др.]. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2022. – 421 с. – ISBN 978-5-94051-256-1. – EDN BYAPSJ.