Вся психология в одном университете

«Приоритет-2030»: команда МГППУ представила результаты по программе развития

Приоритет 2030

«Приоритет-2030»: команда МГППУ представляет результаты по программам развития

24 ноября комиссия под руководством Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова заслушала отчеты университетов - получателей базовой части гранта и вузов-кандидатов о результатах, достигнутых за период реализации программы «Приоритет-2030».

Ректор МГППУ Аркадий Марголис рассказал, что программа развития университета направлена на научно-методическое, технологическое и кадровое обеспечение решения наиболее важных проблем в сфере защиты детства:

«Реализация программы развития в 2023 году предполагала проведение ряда междисциплинарных научных исследований и разработок. Прежде всего они были направлены на поиск продуктивных решений в сфере обучения, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра, а также независимую оценку эффективности специальных и психолого-педагогических технологий работы с различными категориями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, были модернизированы программы подготовки педагогов-психологов и специалистов в сфере защиты детства».

Кратко об итогах:

Важным результатом 2023 года в рамках стратегического проекта «Педагогика развития» стало продолжение начатой в 2022 году модернизации психолого-педагогического образования и разработка принципиально новой модели подготовки педагогов-психологов. Эта, апробированная и внедренная в 2023 году, модель реализует деятельностный подход в психологии. Ключевой элемент модели — модульный подход к проектированию образовательных программ, где каждый модуль является средством моделирования и подготовки типовой и наиболее важной профессиональной задачи.

К наиболее значимым результатам стратегического проекта «Инклюзивное образование» можно отнести комплекс взаимосвязанных проектов по разработке дифференцированной диагностики расстройств аутистического спектра, технологий для сопровождения детей с РАС, а также обеспечение трансфера разработанных технологий через общероссийскую сеть региональных ресурсных центров по работе с детьми с РАС, создаваемую при участии университета.  В ходе реализации этих проектов были проведены нейрофизиологические исследования, позволившие определить биомаркеры для раннего выявления РАС.

Результаты исследования особенностей восприятия речи детьми с РАС легли в основу методики, разработанной МГППУ в сотрудничестве с ГК «Исток-аудио». Использование этой методики позволит повысить качество обучения детей с РАС. Кроме того, были стандартизированы 3 диагностические методики и разработаны 4 технологии обучения и социализации детей с РАС, обеспечивающие полноценную реализацию федерального государственного образовательного стандарта обучения по адаптированным образовательным программам.

Важным комплексным проектом, реализованным в 2023 году в рамках стратегического проекта «Безопасность и благополучие детства», стало дальнейшее развитие Реестра социальных и психолого-педагогических технологий с доказанной эффективностью. Уникальность созданного Реестра и цифровой платформы, на которой он реализован, заключается в разработанной и апробированной системе независимой оценки эффективности социальных и психолого-педагогических технологий. Эта система соответствует требованиям доказательного подхода и позволяет изменить качество социальной политики в сфере детства за счет отбора технологий с доказанной эффективностью.

Работа реестра интегрирована с федеральной платформой обмена практиками «Смартека» (АСИ), что позволяет использовать социальные технологии с доказанной эффективностью руководителям региональных органов управления сферы образования и социальной сферы и существенно повысить качество принимаемых управленческих решений.

Кроме того, в рамках созданного в 2023 году студенческого центра Рублево, была разработана и апробирована программа развития профессионально значимых личностных качеств, необходимых психологам и специалистам помогающих профессий и дополняющая список профессиональных компетенций.

В рамках деятельности по обеспечению условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся университета в 2023 году реализуются 2 программы профессиональной переподготовки. В числе проектов Политики по цифровой трансформации реализован проект по созданию цифрового портфолио компетенций студентов МГППУ, позволяющий студентам организовать рефлексию своих профессиональных возможностей в каждой точке индивидуальной образовательной траектории.

В рамках интернационализации была проведена работа по развитию специализированной системы поиска научных публикаций по культурно-исторической психологии “Библиотека Выготского”. Также, реализован проект по отбору лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования для трансфера в дружественные зарубежные страны. 

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»