Основной целью проекта является изучение когнитивных и коммуникативных процессов при решении игровых и учебных задач подростками и юношами в цифровой среде. В рамках исследования планируется комплексное изучение особенностей внимания, памяти, мышления, коммуникации в условиях различных типов цифровых сред (видео, мультимедиа, VR и др). Достижение поставленной цели предполагает применение как традиционных методов психологического тестирования (психометрические тесты), так и использование видеоигровых систем, позволяющих гибко реагировать на текущую ситуацию решения задачи. Кроме того, заявленная цель требует использования специального оборудования – в частности, лабораторного психофизиологического комплекса, позволяющего изучать различные физиологические и психофизиологические показатели когнитивной деятельности (ЭЭГ, движения глаз, фотоплетизмография, КГР) в процессе индивидуальной работы.
Проект предполагает решение следующих задач:
- На основе анализа научной литературы изучить проблему и методы исследования влияния цифровых сред на когнитивные и коммуникативные процессы.
- Обосновать комплекс психометрических тестовых методик, обеспечивающих оценку уровня развития основных когнитивных переменных, включая сформированность умственных действий, объем рабочей памяти, объем и степень концентрации внимания и др.
- Разработать образцы цифровых сред для исследования взаимосвязи изучаемых когнитивных переменных с особенностями решения подростками и юношами игровых и учебных задач.
- Провести серию исследований, раскрывающих взаимосвязь между когнитивными переменными и успешностью решения подростками и юношами учебных и игровых задач в различных цифровых средах (видео, мультимедиа, VR и др.). .
- Провести серию исследований, раскрывающих взаимосвязь между особенностями развития коммуникативных процессов и успешностью решения учебных и игровых задач подростками и юношами в различных цифровых средах (видео, мультимедиа, VR и др.).
- Разработать структурные модели паттернов взаимосвязей когнитивных и коммуникативных процессов с успешностью решения подростками и юношами учебных и игровых задач в цифровой среде.
- На основе полученных результатов подготовить аналитическое заключение и сформулировать рекомендации по использованию некоторых типов цифровых сред для развития когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей.