Скулшутинг: как понять причины и предотвратить?
СМИ о нас
Ведущие специалисты в области юридической психологи МГППУ рассказывают о скулшутинге - одной из проблем современных образовательных организаций во всём мире:
- Варвара Васильевна Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ
- Наталья Викторовна Богданович, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ
По сообщениям СМИ от 15 июня 2020 года в Волгограде задержали 14-летнего подростка, который по версии следствия планировал совершить нападение на школу. Вместе с экспертами МГППУ разбираемся в проблеме скулшутинга.
Что происходило с подростком, который был задержан, конечно, будет установлено следствием, скорее всего будет назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, произведен анализ обстоятельств жизни, индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего.
Однако важно также уточнить несколько аспектов. Во-первых, само по себе агрессивное поведение типично для детского и подросткового возраста, есть возрастные периоды, когда наблюдается усиление агрессивных тенденций. Но далее вопрос заключается в степени проявления таких поведенческих реакций. Чем тяжелее поведенческие проблемы, чем раньше они начались, тем интенсивнее должна быть работа специалистов с ребенком.
Во-вторых, нужно помнить про эффекты, которые формируются на фоне широкого обсуждения случаев нападений на школы в СМИ и социальных сетях, поскольку может сложиться впечатление, что такие ситуации становятся характерными, но это не совсем так.
В-третьих, нельзя стигматизировать тех людей, которые имеют проблемы психического здоровья, нельзя ставить знак равенства между здоровьем и преступлением, поскольку связи намного сложнее. Важнее говорить о профилактике подобных явлений, системе помощи и различных социальных сервисов, кадровом составе школ, развитии широкой сети досуговых центров (это необходимо для психосоциального развития самих подростков, в т.ч. просоциального досуга и их самоактуализации).
Некоторое время назад мы вместе с нашими коллегами с факультета "Юридическая психология" и Центра экстренной психологической помощи МГППУ разработали по запросу Министерства просвещения Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения для педагогов образовательных организаций. Ориентируясь по этим памяткам, школьные психологи, педагоги, классные руководители, социальные педагоги смогут вовремя заметить признаки дезадаптации и оказать необходимую помощь ребенку. Также мы разработали методические рекомендации по организации просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения.
Читать статью полностью на сайте ИНФОРМИО