Итоги вебинара «Компьютерный симулятор – современная образовательная технология подготовки педагогов»

Новость

симулятор

14 мая в МГППУ состоялся  вебинар  «Компьютерный симулятор – современная образовательная технология подготовки педагогов».

Вебинар был посвящен обсуждению перспективной разработки МГППУ - компьютерного симулятора педагогической деятельности по планированию фрагментов учебной деятельности младших школьников на уроках математики. В его основе лежат действия по выбору определенного содержания задач для достижения предметных и метапредметных образовательных результатов, а также способов реагирования на ответы учащихся.

Докладчик - Санина Светлана Петровна (канд. педагог. наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета "Психология образования" МГППУ), отметила, что в настоящее время компьютерные симуляторы стали использоваться в профессиональном образовании как современные интерактивные технологии, которые направлены на повышение эффективности обучения. Прежде всего за счет того, что обучающиеся опробуют широкий спектр профессиональных действий в безрисковом «виртуальном мире».

В целом работа с симулятором позволяет погрузится в среду, в которой восприятие учебного сценария приближается к проживанию в реальной ситуации. При этом в практике обучения младших школьников учитель вынужден постоянно принимать педагогические решения в конкретных проблемных учебных ситуациях. Учитель исходит из известного ему набора способов реагирования на различные трудности учащихся. При этом он должен адекватно оценивать те или иные способы организации и коррекции учебной деятельности. Как формировать такую профессиональную компетентность у студентов – является важной практической проблемой образования в бакалавриате психолого-педагогического направления.

Содокладчик Соколов В.Л. (канд. психол. наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета "Психология образования" МГППУ), рассказал о способах использования видео-контента, привел примеры включения в учебный процесс фрагментов уроков, описал, на решение каких задач работали используемые материалы.

Содокладчик И.В. Воронкова (канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета "Психология образования" МГППУ) продемонстрировала результаты исследования по методике «Диагностика умений студентов принимать профессиональные решения в различных учебных ситуациях», которое было проведено в экспериментальной и контрольной группах. Также в своем выступлении И.В. Воронкова остановилась на анализе содержания эссе «Как я учился преподавать математику», которое было предложено написать студентам экспериментальной и контрольной групп по окончании занятий по дисциплине «Методика преподавания математики». В комментариях И.В. Воронкова подчеркнула, что, по мнению студентов, занятия на симуляторе педагогической деятельности, в целом, позволили им стать увереннее в будущей профессиональной деятельности.

Оппонент Захарова И.М., (канд .психол. н., заведующая кафедрой «Теория и методика начального и дошкольного образования», ФГБОУ ВО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»), подчеркнула, что в современном образовательном пространстве достаточно быстро меняются требования к профессиональным компетенциям обучающихся. Возникает вопрос, на сколько созданный симулятор может оставаться актуальным для развития педагогических умений бакалавров? Виртуальная среда, воссозданная в симуляторе, подменяет структуру взаимодействия педагога и обучающихся, исключаются ряд характеристик «живого общения», например, изменяется структура общения. Обеспечит ли данная подмена то же качество формируемого навыка?

Также она отметила, что различные методы обучения, в том числе и активные, решают разные задачи обучения. Использование одного лишь симулятора не привело бы к результатам, показанным на презентации. В работе коллег продемонстрирована система использования симулятора совместно с другими методами и формами организации практик студентов. Поэтому корректнее говорить не только об эффективности использования симулятора, а об условиях повышения качества образовательного процесса с использованием компьютерных технологий в системе с другими методами.

В свою очередь, дискутант Янишевская М.А. (канд. психол. н, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт» РАО) отметила, что представленная разработка весьма интересна. Представленный симулятор педагогической деятельности позволяет сделать очень важную для будущих педагогов вещь — «потренироваться» в решении ряда педагогических задач в условиях, «приближенных» к реальным и потом входить в класс более подготовленным. К сожалению, результаты диагностики (результаты контрольной группы) показывают, что при «традиционном» обучении значительная часть студентов демонстрирует низкий уровень профессиональных компетенций. Использование стимулятора позволяет большинству студентов достичь среднего уровня.

Не менее важно, что задачи,  заложенные в стимулятор, направлены на научение студентов работать в рамках деятельностного подхода. При этом, к сожалению, распределение действий между студентами при работе на симуляторе касается только стадии контроля уже «запланированного» урока, а не «продуктивной» части планирования урока (например, если один из студентов планирует цели и задачи урока, а другой подбирает к ним наиболее подходящие задания).

По итогам доклада велась оживленная дискуссия, участники вебинара задавали вопросы в чате и комментировали доклад. Всего в вебинаре приняло участие более 40 человек.





Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий Факультет "Психология образования" Научные вебинары «Доказательный подход в образовании и психологии»