Эксперты МГППУ: о школьных трудностях и помощи детям

Интервью

дислексия

25 октября закончились мероприятия, приуроченные ко II Международной неделе осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении. Одним из мероприятий недели стала Родительская приёмная, состоявшаяся в формате видеоконференции 21 октября на базе Московского государственного психолого-педагогического университета в рамках конференции «Школьные трудности: стратегии помощи детям». В работе приемной принимали участие ведущие российские и зарубежные эксперты.

Об актуальности проблемы дислексии, текущей ситуации в России, о важности проведения мероприятий, направленных на просвещение, обмен опытом, обсуждение трудностей и поиск решений, а также о подготовке специалистов, так востребованных сегодня, мы поговорили с Евой Эдуардовной Артемовойдеканом факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ и с Людмилой Александровной Тишинойзаведующей кафедрой специального (дефектологического) образования факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ.

Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем положении дел, изменениях, новых возможностях и вызовах, касающихся проблем, связанных с трудностями в обучении

Ева Эдуардовна Артемова:

Сегодня проблема трудностей в обучении перестает быть узкоспециализированной, она давно уже вышла за рамки семьи и школы.

Регулярно в мире проводится мониторинг оценки сформированности образовательных достижений школьников 15-16 лет PISA (The Programme for International Student Assessment). Образовательные достижения оценивают по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

Образовательное пространство изменчиво. В современной образовательной среде как в зеркале отражаются социально-экономические, демографические и социокультурные изменения. Введение нового Закона об образовании в Российской Федерации (№ 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.) отменило понятие «необучаемые» и все дети, независимо от их физического и/или психического развития, получили право на обучение.

Инклюзивное образование развивается и по мере этого развития проявляются проблемы и вызовы, в частности: необходимость совершенствования деятельности службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательной организации; потребность в кадровом обеспечении образовательной организации компетентными специалистами, владеющими технологиями психолого-педагогического сопровождения обучающихся и умеющими работать в условиях междисциплинарного взаимодействия.

Очень важно, чтобы семья, воспитывающая ребенка с трудностями в обучении, не оставалась один на один с проблемой, поскольку решать ее необходимо комплексно, с привлечением специалистов психолого-педагогического профиля. Многие вопросы сегодня уже решаются на уровне государства, в структуре ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработаны варианты адаптированных общеобразовательных программ. Недавно (6 августа 2020 года) было утверждено «Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», в котором отражены очень существенные изменения. Например, в соответствии с этим Положением получить логопедическую помощь теперь сможет не только обучающийся, имеющий заключение ПМПК, где прописана необходимость занятий с логопедом, но и обучающийся, который имеет риски школьной неуспешности по заключению специалистов образовательной организации.

Эти и многие другие вопросы были рассмотрены 21 октября во время работы «Родительской приёмной». Родители и представители педагогического сообщества получили возможность услышать мнения ведущих отечественных и зарубежных специалистов по подходам к предупреждению и преодолению дислексии, дисграфии и других трудностей в обучении. И эта возможность позволила хотя бы частично снять информационный дефицит, касающийся помощи детям с проблемами освоения письма, чтения и математических навыков.

Тем не менее, не все вопросы удалось обсудить, в силу довольно ограниченного времени, поэтому наверное такие встречи хорошо бы проводить не только в Неделю осведомленности о дислексии. На кафедре «Специальное (дефектологическое) образование» факультета "клиническая и специальная психология" МГППУ работают специалисты, для которых проблема предупреждения и преодоления трудностей в обучении лежит в области их научных и профессиональных интересов, поэтому нам есть о чем рассказать. И еще на факультете мы готовим бакалавров специального (дефектологического) образования, в том числе по профилю «Педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении».

Людмила Александровна Тишина:

В настоящий момент в свете постоянного реформирования системы образования становится очевидной ситуация, когда инклюзивное образование, в том виде, в котором оно существует здесь и сейчас, вводимое повсеместно, без учета ресурсов конкретных образовательных организаций, без опоры на имеющиеся адаптированные к нынешним условиям технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не разрешает ситуацию обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, а только усугубляет её.

С введением Федерального образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья круг проблем в сфере обучения, воспитания, коррекции и развития всё более оказывается сконцентрированным на качестве усвоения обучающимися академических знаний.

Многолетний анализ методологических подходов и методических вопросов к оценке проблем, возникающих в рамках теории и практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безусловно, приводит к пониманию сущности проблемы увеличения количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относящихся к разным нозологическим группам, в системе дошкольных и школьных образовательных организаций; к вопросам гипо- или гипердиагностики, а в ряде случаев к несвоевременному, чаще запоздалому заключению специалистов о необходимости специального (коррекционного) обучения; к оценке проблем и рисков применения имеющихся в арсенале педагогов (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования) технологий работы, не рассчитанных на учет особых образовательных потребностей отдельной группы обучающихся; к реальному отсутствию индивидуальных и дифференцированных приёмов работы, основанных на персонифицированных запросах конкретного ребенка; к пониманию единства в работе междисциплинарной команды специалистов; к поиску плодотворных, а главное, результативных способов взаимодействия с родителями; ну и, конечно, к вопросам подготовки специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, способных оказывать эффективную коррекционно-развивающую помощь любому ребенку с ограниченными возможностями здоровья в любой ситуации обучения.

Большинству этих вопросов, их обсуждению и анализу, была посвящена конференция «Школьные трудности: стратегии помощи детям», которая проходила на площадке МГППУ 21 октября 2020 года в рамках недели осведомленности о дислексии. Конференция была организована ВУЗами-партнерами МГППУ и Государственным Институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Ассоциацией родителей и детей с дислексией.

Людмила Александровна, Вы не понаслышке знаете о том, насколько актуальны эти вопросы сегодня, расскажите, пожалуйста, о тех аспектах, которые, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми  

На сегодняшний день самыми распространенными проблемами младших школьников с ограниченными возможностями здоровья являются нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) и нарушение формирования счетных операций (дискалькулия). Количество специфических ошибок в зависимости от года обучения, к сожалению, не сокращается, проблемы приобретают стойкий характер, что в дальнейшем, при переходе в среднюю школу оказывает негативное влияние не только на усвоение предметов гуманитарного цикла, но и естественно-научных и математических дисциплин. Причинами таких нарушений, безусловно, могут быть и биологические, и социальные факторы, но поскольку мы чаще всего подразумеваем уровень сформированности академических знаний, то следует уделять особое внимание причинам психолого-педагогического характера: недостаточное развитие познавательных процессов, недостатки развития мотивационной сферы, нарушение речевого развития, несформированность приемов учебной деятельности, недоразвитие коммуникативной сферы.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда обучающемуся с подобными проблемами в образовательной организации специальную помощь оказывает какой-либо один специалист (как правило, логопед), а другой (учитель, психолог) не имеет соответствующих профессиональных компетенций для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим ситуация такова, что, имея адаптированную образовательную программу ребенок, к сожалению, не получает реально комплексной помощи, которая бы позволила нивелировать объем и степень имеющихся проблем.

Всё чаще в оценке проблем письменной речи приходится констатировать тот факт, что в дошкольных инклюзивных образовательных организациях коррекционная помощь тоже не является достаточной или эффективной, что требует разработки реальных программ профилактики нарушений речевого и познавательного развития, желательно в условиях специальных групп комбинированной или компенсирующей направленности.

Печальным оказывается и тот факт, что родители часто не обращают внимание на имеющиеся у ребенка проблемы в раннем возрасте, и сензитивный период развития оказывается упущен, что тоже негативно сказывается на подготовке ребенка к периоду школьного обучения, т.к. следует помнить, что нарушения письма и чтения (нарушения письменной речи) всегда являются следствием тех проблем, которые были диагностированы у ребенка в дошкольном возрасте (нарушения устной речи) и обусловлены несформированностью высших психических функций, которые лежат в основе формирования процессов письма и чтения.

Работа с родителями безусловно является важной составляющей эффективной работы с детьми с ОВЗ. А что думают сами родители? Каковы итоги работы Родительской приемной, состоявшейся в рамках конференции?

Положительным эффектом конференции явился открытый диалог родительской общественности и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении. Все хорошо понимают, что «волшебной пилюли» не существует так же, как и не существует какого-то одно доказательного приёма или направления в работе специалистов, определяющих её эффективность.

На наш взгляд, крайне важно, что родители на сегодняшний день хорошо понимают комплекс имеющихся проблем, не перекладывают ответственность на школу, не пытаются манипулировать специалистами, для того чтобы указать зону их ответственности, а готовы занять реальное место в триаде «школа-ребенок-родитель».

Важно, что родители смогли услышать и оценить в рамках конференции имеющиеся ресурсы в условиях применения нейропсихологического, клинического, психолого-педагогического, психолингвистического, поведенческого подходов к коррекции трудностей в обучении. Активно обсуждаемыми специалистами и родителями были вопросы единства диагностики и коррекции нарушений письма и чтения, разделы коррекционно-развивающей области в структуре адаптированных образовательных программ, дифференциация направлений коррекционно-развивающей работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, возможности построения индивидуальных коррекционных образовательных маршрутов с учетом требований программы обучения в рамках освоения той или иной предметной области.

Хорошо понятно, что и специалисты психолого-педагогического профиля испытывают на сегодняшний день затруднения в вопросах отбора технологий и содержания коррекционно-развивающей работы с учащимися 5-9 классов, поскольку имеющиеся учебно-методические пособия ориентированы на начальную школу.

Хочется надеяться, что заявленная для дискуссии идея «Партнерство «школа-родители» как условие преодоления школьных трудностей», всё же приобрела бы реальные черты во взаимодействии образовательной организации и родительской общественности, т.к. родитель, не будучи специалистом, видит только вершину айсберга имеющихся у ребенка проблем, но важно понимать, что только в случае доверия и взаимной помощи она может быть эффективной.

Конференция также стала площадкой для обмена опытом, в том числе, знакомства с опытом зарубежных коллег. Расскажите, пожалуйста, об этом 

На конференции была возможность познакомиться с зарубежным опытом решения проблем трудностей обучения. Е.Л. Григоренко рассказала о подходах, реализуемых в США. Проблемы спеллинга, фонетического чтения, система подготовки кадров для работы с детьми с трудностями в обучении, обязательный экзамен педагогов на владение методикой обучения чтению и многие другие вопросы были интересны аудитории и позволили оценить необходимость качественной направленной подготовки специалистов к такого рода деятельности.

Ю.М. Эрц обсудила с участниками конференции вопросы поведенческого подхода к коррекции трудностей обучения, реализуемого в Израиле. Индивидуализация, а в ряде случаев персонификация, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения наряду с фронтальными формами работы позволяют через поведенческий подход создать «ситуацию успеха» для ребенка с трудностями в обучении.

Конечно, такое обсуждение вызывает живой интерес не только у родителей, но и у коллег. В связи с чем остро встают вопросы подготовки специалистов, владеющих различными технологиями и являющихся конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. И как-то невольно вспоминаются и неоднократно поднимаемый на Всероссийском съезде дефектологов вопрос о возврате к специалитету в рамках подготовки учителей-дефектологов, и до сих пор не утвержденный, но в течение многих лет обсуждаемый Профессиональный стандарт педагога-дефектолога, и явный недостаток специалистов коррекционного профиля в образовательных организациях, и различные подходы к наименованию отдельных нозологических групп. Безусловно, система развития российского образования идет свои путем, и очень хочется сохранить и преумножить весь тот пласт, который был заложен отечественной дефектологической наукой в вопросах обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

Каким образом решается проблема недостатка специалистов? 

О вопросе подготовки кадров, пожалуй, следует сказать отдельно. В 2019 году на кафедре «Специальное (дефектологическое) образование» была открыта первая в Российской Федерации магистерская программа по подготовке специалистов, владеющих системными научными знаниями по проблемам профилактики и коррекции нарушений письменной речи: «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития». Программа разработана с учетом психолингвистических, лингводидактических, психолого-педагогических отечественных и зарубежных исследований в области обучения начальным навыкам чтения и письма детей с особыми образовательными потребностями; коррекции нарушений письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография) и проблем дискалькулии.

Студенты обучаются разработке программ диагностики и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с особыми образовательными потребностями. Осваивают традиционные и инновационные подходы к коррекции нарушений речевого развития и преодолению трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая проблемы инклюзивного образования и недостаток высококвалифицированных кадров, способных в одном учреждении оказывать логопедическую помощь обучающимся разных нозологических групп, подготовленные специалисты будут реально востребованы в дошкольных и школьных образовательных организациях, в системе дополнительного образования и социальной сферы.

Большое спасибо за интересную беседу! 

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью Факультет "Клиническая и специальная психология"