Вся психология в одном университете

Ирина Анатольевна Бобылева

Ирина  Анатольевна Бобылева

Аналитик Федерального ресурсного центра в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Ученая степень: кандидат педагогических наук, научная специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 2000 г., тема диссертации: «Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей- сирот и детей, лишенных родительского попечения»

Ученое звание: доцент (2003 г.)

Награды, премии, звания: Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2002 г.) за научно-практическую разработку «Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 
Уровень образования: высшее (Московский заочный педагогический институт, Московский педагогический университет им. В.Л. Ленина)

Направление подготовки и специальности: Дефектология

Квалификация: олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы, учитель-дефектолог специальных дошкольных учреждений, практический психолог специальных учреждений.

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:

  • Как договариваться с ребенком. Медиативные технологии для приемных родителей, 36 часов, 2022 г., АНО «Центр развития социальных проектов»
  • Постинтернатное сопровождение молодежи группы риска: профессиональный менторинг и другие социальные интервенции (международная), 72 часа, ФГБОУ ВО МГППУ, 2021 г.
  • Эффективное дистанционное обучение на практике, 18 часов, ЧОУ ДПО «Смарт Консалт», 2016 г.
 
Общий стаж работы: 33 года

Стаж работы по специальности: 33 года

Научные интересы:

  • Социально-педагогическая поддержка детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышедших из-под семейной опеки.
  • Развитие самостоятельности детей с выраженными ментальными ограничениями.
  • Доказательный подход в сфере детства

Основные публикации

монографии, методические и учебные пособия, методические рекомендации:

  1. Бобылева И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот. Монография. М. БФ «Расправь крылья!», 2016. 288 с.
  2. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Развитие самостоятельности детей и молодых людей с интеллектуальными нарушениями с опорой на визуальные помощники. Методические рекомендации. СПб.: «Айсинг», 2020. 62 с.
  3. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Сулейманова Я.Н. Организация работы групп сопровождаемого взросления воспитанников с выраженными ментальными нарушениями. Методическое пособие. М.: БФ «Расправь крылья!»; ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2020. 110 с.
  4. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Результаты практической реализации модели сопровождаемого взросления детей с ОВЗ для развития у них актуального социокультурного опыта // Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания. Коллективная монография. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. С. 212–223.
  5. Бобылева И.А., Григорьева Е.С., Заводилкина О.В., Кипшиева В.Н. и др. Тренировочная квартира для воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью: Методическое пособие. ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2019. – 102 с.
  6. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей. Методическое пособие. М.: БФ «Расправь крылья!», ИИДСВ РАО, 2017. 164 с.
  7. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Сопровождение выпускников всех форм попечения (организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания): учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования. М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. 132 с.
  8. Дементьева И.Ф., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., Сабитова Г.В., Лотова И.П. Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегии развития: Коллективная монография / отв. ред. И.Ф. Дементьева. М.: ИИДСВ РАО, 2015. 194 с.
  9. Бобылева И.А. Развитие региональных моделей постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников к самостоятельной жизни: Аналитический доклад. М.: ФГНУ ИСВ РАО, 2014. 106 с.
  10. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Иванова Н.П., Мирсагатова М.Н., Сабитова Г.В.. Социально-педагогическая поддержка семей и детей в трудной жизненной ситуации: Методическое пособие. М.: ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО, 2013 г. 118 с.
  11. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2007. 176 с.
  12. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации; Под общ. ред. Н.П. Ивановой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. 96 с.
  13. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2002. 100 с.
  14. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации; Под общ. ред. Н.П. Ивановой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. 96 с.
  15. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Программа диагностики готовности воспитанников к профессиональному самоопределению на основе системы критериев учитывающих особенности развития ребенка и потребности современного рынка. М.: 2005. 80 с.
  16. Бобылева И.А., Зотова Н.А., Петрусенко О.В. Детский дом без детей (Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); под ред. А.В. Гаврилина. М., Аркти, 2005. 80 с.
  17. Бобылева И.А. Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2002. 100 с.
  18. Андреева В.В., Бобылева И.А., Гаврилин А.В. и др. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива / под ред. А.В. Гаврилина. Владимир: ИУУ, 2002. 188 с.
  19. Бобылева И.А. Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот; под общ. ред. Е.М. Рыбинского. М.: ТОО «СИМС», 1999. 52 с.

статьи:

  1. Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 176–188.
  2. Бобылева И.А. Заводилкина О.В., Русаковская О.А. Тренировочная квартира как формирующая среда для детей-сирот с ОВЗ // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 3. С. 60–74.
  3. Бобылева И.А., Араканцева Т.А., Заводилкина О.В. Социальная помощь детям и семьям с несовершеннолетними детьми на вокзалах // Социологические исследования. 2017. №7. С. 151–155.
  4. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Проявления самостоятельности у выпускника детского дома: взгляд специалиста // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 4. С. 123–137.
  5. Бобылева И.А. Современные тенденции институционального воспитания и образования детей-сирот // Педагогика. 2016. №4. С. 99–101.
  6. Бобылева И.А. Образ идеальных родителей у детей-сирот: путь к нему // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2016. № 2. С. 36–43.
  7. Бобылева И.А. Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6–15.
  8. Бобылева И.А. Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 52. С. 57–67.
  9. Араканцева Т.А., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Исследование гендерных различий готовности к самостоятельной жизни воспитанников детских домов // Вестник МГОУ. 2015. № 1. С.6–13. DOI: 10.18384/2310–7235–2015–4–6–13.
  10. Бобылева И.А. Сопровождение как технология индивидуализации социально- педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник научных статей / Ред.: В.Н. Ослон, Е.В. Селениной. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С.154–163.
  11. Бобылева И.А. Заводилкина О.В. Основания систематизации технологий и методов профилактики социального сиротства. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 76–83.
  12. Бобылева И.А. Исследование качества жизни воспитанников детского дома // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 3. С. 61–67.
  13. Бобылева И.А. Сколько стоит сиротство // Народное образование. 2012, № 10. С. 72–78.
  14. Бобылева И.А. К вопросу о патронате детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2010. № 3. М.: Изд-во МГОУ. С. 65–71.
  15. Бобылева И.А. Профессиональное определение детей, оставшихся без попечения родителей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2006. № 1. С. 91–100.
  16. Бобылева И.А. Условия и критерии социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник университета РАО. 2004. №4 (26). С. 36–47.
  17. Бобылева И.А. Заводилкина О.В., Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений. Начальная школа. 2004. № 3. С. 6–13.
 

Телефон:   +7 (965) 212-65-18

E-mail:   bobylevaia@yandex.ru