Научно-практические разработки МГППУ
1. Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере : учебное пособие / М.Г. Сорокова, О.А. Ульянина, Г.В. Семья, О.И. Леонова, Д.В. Лубовский, Е.И. Исаев, Т.Г. Подушкина, Н.П. Бусыгина, Н.П. Радчикова, А.А. Шведовская ; под ред. Марголиса А.А., Сороковой М.Г., Семья Г.В. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. – 130 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/evbaguver2024
Аннотация
В учебном пособии представлены рамочные условия организации научной экспертизы и исследований по верификации психолого-педагогических программ и технологий в парадигме доказательного подхода. Раскрыты основные положения «Национального стандарта доказательности практик в сфере детства» как методологической основы для описания и анализа социальных практик на основе доказательного подхода. Предложена система критериев оценки качественного ассесмента – кандидатных программ и технологий с точки зрения их структуры, содержания и нормативной базы. Разработаны стандарты и общие требования к проведению эксперимента по верификации психолого-педагогических программ и технологий и критерии оценки его результатов на основе традиций отечественной науки с привлечением международного опыта. Показаны предпосылки возникновения и развития доказательного подхода в России и за рубежом. Представлены кейсы доказательных практик. Адресовано студентам направлений и специальностей подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки», УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а также широкому кругу авторов-разработчиков программ, технологий, практик, исследователей и практиков в сфере психологии и образования.
Рекомендовано Ученым советом Московского государственного психолого-педагогического университета для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки», УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Портал психологических изданий PsyJournals.ru:
Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере – О Книге
2. Руководство по стандартизации психодиагностического инструментария: требования и оценка качества : учебное пособие / М.Г. Сорокова, Е.Ю. Карданова, Н.П. Радчикова, В.В. Федоров ; под ред. Сороковой М.Г. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. – 48 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/gspi2024
Аннотация
Руководство может служить хорошим навигатором в море специальной литературы по психометрике. В нем не только раскрыты основные понятия и положения классической и современной теории тестов и даны ссылки на наиболее известные фундаментальные учебные и справочные пособия для углубленного изучения материала, но и представлен широкий круг современных статей по стандартизации тестов в рейтинговых научных журналах с многочисленными практическими примерами.
Цели Руководства:
Предоставить разработчикам психодиагностических инструментов (методик, тестов, шкал, опросников) описание основных процедур для создания надежного и валидного психодиагностического инструментария в соответствии с классической теорией тестирования (КТТ). В качестве дополнения могут быть использованы методы современной теории тестирования (IRT).
Определить параметры для оценки качества психодиагностических инструментов (методик, тестов, шкал, опросников) экспертным сообществом на основе статьи в рецензируемом журнале с результатами стандартизации. Такая оценка может стать основанием для размещения психодиагностической методики в составе диагностического модуля цифровой платформы психологической службы системы образования или профильных университетов в рамках создания цифровой образовательной среды (ЦОС).
Предоставить пользователям психодиагностического инструментария – исследователям и психологам-практикам организаций и учреждений системы образования – ориентиры доказательности валидности и надежности применяемых инструментов. Информация о психометрических характеристиках диагностических методик может способствовать принятию обоснованных решений об их применении, повышению квалификации пользователей и росту культуры их применения в целом.
Способствовать дальнейшему развитию и расширению «Открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества».
Рекомендовано Ученым советом Московского государственного психолого-педагогического университета для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки», УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Портал психологических изданий PsyJournals.ru:
Руководство по стандартизации психодиагностического инструментария: требования и оценка качества – О Книге
3. Регламент экспертизы доказательной базы программ и технологий для социальной сферы и образования в парадигме доказательного подхода
4. Сорокова, М.Г. Математические методы в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Москва : Неолит, 2020. – 216 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=390683 (дата обращения: 01.06.2023)
5. Сорокова, М.Г. Методы математической статистики в психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Саарбрюкен : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 405 с. – URL: https://psychlib.ru/mgppu/SMm-2014/MMa-405.htm#$p1 (дата обращения: 01.06.2023)
6. Отчет о результатах верификации» по структуре соответствует «Протоколу верификации образовательных и социальных программ и технологий
7. Паспорта верификации кандидатных программ и технологий