Вся психология в одном университете

Вопросы профессионального самоопределения и наставничества обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

Релиз

2023-12-28 Вопросы профессионального самоопределения и наставничества обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

18 декабря на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Профессиональное самоопределение и саморазвитие – нужен ли Наставник».

В выступлении Дарьи Александровны Красило, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой» факультета Психологии образования МГППУ, были раскрыты следующие аспекты заявленной тематики:

  • Краткий экскурс в историю наставничества в России. Древние обряды инициации, в-основном, в воинской среде и старчество, которое в нашей стране началось с Сергия Радонежского. В середине XIX века К. Д. Ушинский поднял вопросы воспитания, педагогического мастерства наставника. Дидактически обоснованная система наставничества впервые появилась в России в 1860 году в московском техническом училище.
  • Взаимосвязь наставничества и культуры (на основе работ Маргарет Мид).
  • Современные российские проекты. Создание инновационной системы наставничества в рамках национального проекта «Образование» (2018–2024 гг.). Его движущая сила – международное движение наставничества Worldskills (основано в 1946 году). И проект ранней профориентации «Билет в будущее». В 2018 году прошел первый всероссийский форум «Наставник-2018».
  • Понятие процессов самоопределения и профессионального саморазвития в работах Д.И. Фельдштейна и Л.И. Божович. Выделение периода вхождения во взрослость и реального самоопределения (18–25 лет).
  • Определения наставника и наставляемого. Наставничество – создание уникальной системы условий и средств для поддержки процесса актуализации потенций наставляемого, для достижения им поставленных целей. Наставник не должен быть авторитарен и ригиден. Важно передать не навык, а образ действий. Наставник – носитель школы, подхода, мировоззрения.
  • Виды взаимодействия в наставничестве. Обучающийся-обучающийся, педагог-педагог, педагог-обучающийся, студент-обучающийся.
  • Разнообразная терминология наставничества. Коуч, консультант, тренер, фасилитатор и т.п.
  • Исследование личностного и профессионального самоопределения в период вхождения во взрослость (18–25 лет). Д.А. Красило и К.Ю. Репещук исследовали ориентирующий образ (понятие П.Я. Гальперина) наставника. В наставнике молодой человек видит качества, необходимые ему для решения важных возрастных задач, а именно: достижения психологической близости в отношениях любви, дружбы; психологической автономии от родителей (сепарация); устойчивой ценностно-мировоззренческой позиции; согласования юношеской мечты и реальности взрослой жизни. Исследователи разработали опросник готовности к реальному самоопределению, который оценивает степень актуализации той или иной задачи. Также применялся второй опросник для диагностики особенностей субъективного образа наставника.

Ксения Юрьевна Репещук, преподаватель Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, аспирант кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой» факультета Психологии образования МГППУ, в своем докладе представила:

  • Анализ понятия наставничества в США. Существует множество синонимов понятия «наставник», у каждого из них свои особенности. Наставник нужен для развития всех типов навыков (hard skills, soft skills, self skills). Необходимо доверительное общение, формирование целей. Есть разные модели американских исследователей. 4 типа привязанности (по Дж. Боулби) играют важную роль в наставничестве.
  • Наставничество в Китае. Здесь исторически присутствует образ мудрого учителя, мастера и преданного ученика. Наряду с традиционными подходами к наставничеству есть новые: партнерское наставничество, виртуальное, кратковременное. Во всех образовательных учреждениях Китая есть структурная система наставничества. Каждому молодому учителю назначается наставник из более опытных коллег. Процесс наставничества охватывает все ступени образования. В Шанхае молодые директора получают помощь от опытных руководителей не только при индивидуальном общении, но и в формате работы группы. Система наставничества со школьниками существует в виде учебно-исследовательских групп или групп подготовки к уроку, 1 раз в неделю на 40 минут, и это входит в рабочие часы педагога.
  • Понимание образа в концепции Ф.Е. Василюка. Образ наставника включает в себя 5 измерений: знак, значение, предмет, личностный смысл и чувственную ткань, которая их опосредует.

Ксения Юрьевна также дополнила рассказ Дарьи Александровны о проведенном совместно с ней и описанном выше исследовании, а в заключение были более подробно сформулированы его выводы.

Видеозапись вебинара


Публикации:

  1. Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 50–
  2. Красило Д.А. Методика исследования реального самоопределения подростков и молодежи // Психологическая диагностика. 2017. Том 12. № 1. С. 59–77.
  3. Красило Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете Информационных технологий МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы Международной научно-практической конференции / Департамент образования Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. 2011. С. 211–
  4. Красило Д.А., Красило Т.А., Залипаева А.Н. Автономия и привязанность в отношениях с родителями в контексте реального самоопределения у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 113–
  5. Красило Д.А., Репещук К.Ю. Проблема актуализации профессионально-значимых личностных качеств у студентов-психологов // Социальная психология: вопросы теории и практики: Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева, Москва, 12–13 мая 2022 года. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2022. С. 190–
  6. Репещук К.Ю. Анализ представлений о компонентах профессионального развития студентов вуза // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Орел, 25 февраля 2022 года / Редколлегия: Т.М. Бакурова [и др.]. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. С. 376–
  7. Репещук К.Ю. К вопросу о формировании профессиональных компетенций при практическом обучении студентов психологических специальностей в условиях дистанционного обучения // Наука и практика: Вестник Приднестровского научного центра РАО. 2021. Т. 1. № 2. С. 80–
  8. Репещук К.Ю. Содержание образа профессионала в процессе реального самоопределения студентов // Социальная психология: вопросы теории и практики : Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева, Москва, 11–12 мая 2023 года. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. С. 694–
  9. Социальная психология образования. Практикум: учебное пособие / Г.С. Кожухарь, Н.В. Кочетков, Д.А. Красило [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2021. 262 с.

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Фундаментальная библиотека МГППУ, Факультет "Психология образования", Кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, Знакомимся с научными публикациями