В МГППУ завершил свою работу первый факультатив по академическому письму в психологии для магистрантов
Новость

В 2025 году на факультете «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета состоялся первый факультативный курс «Академическое письмо в психологии: от идеи к публикации». Магистранты программ «Психология развития» и «Психология благополучия в детском и юношеском возрасте» осваивали язык академической логики и тонкости подготовки научных публикаций. Объем курса – 40 ак.ч.
Программа курса объединила академические стандарты, практическую направленность и современные подходы к обучению научному письму: студенты не только разбирали язык и структуру научного текста, но и сами писали, редактировали, анализировали материалы для их научного представления. Курс разработан и проведен Анной Александровной Шведовской, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, начальником управления информационными и издательскими проектами МГППУ.
Курс реализован в формате 10 лекций и 10 семинаров, охватывающих все ключевые этапы подготовки научной статьи: от поиска и анализа литературы до визуализации результатов, работы с рецензиями и подготовки публикации. Особое внимание было уделено современным стандартам публикаций, наукометрическим требованиям и формату IMRaD (введение, методы, результаты, обсуждение), принятому в научной практике. Стандартом IMRaD стал для магистрантов не просто формальным требованием, а мощным инструментом, позволяющим выстроить научный текст как логически прозрачную систему. Многие участники отмечали, что работа с IMRaD изменила их представление о том, каким должен быть научный текст: последовательным, воспроизводимым, открытым для научного диалога.
Итоговые эссе студентов наглядно продемонстрировали, что курс стал не только источником знаний, но и точкой роста для каждого участника. Магистранты писали, что курс им помог осознанно разделить этапы собственного исследования, сформулировать исследовательские вопросы, корректно выстраивать аргументацию в соответствии с требованиями международных публикационных стандартов. Многие признали: самое сложное – это научиться удерживать границы между результатами и их интерпретацией, а также писать строго, но доступно.
Так, студентка, исследовавшая познавательную мотивацию младших школьников, отметила, что формат IMRaD помог ей выстроить ясную структуру и корректно оформить описание методов исследования. Магистрант, изучавший влияние социальных сетей на психологическое благополучие подростков, подчеркнул, что работа с IMRaD позволила ему избежать типичных логических ошибок и повысить качество подачи данных. Исследователь, работавший с темой тревожности у студентов, указал, что в процессе освоения структуры научился точно разграничивать описание результатов и их последующую интерпретацию.
Особую ценность для участников курса представляла возможность получить экспертную обратную связь, а также работать с реальными примерами и заданиями. В отзывах магистранты отмечали не только структурность и насыщенность лекционного материала, но и увлекательный формат практических семинаров:
Очень понравилось постепенное погружение в академическое письмо.
По окончанию курса был заметен прогресс в способности создавать строгие, логически связные и стилистически корректные тексты.
В курсе была системность, практическая направленность и акцент на типичных ошибках. Я действительно увидела, как изменилась моя способность писать научный текст: он стал логичным, строгим и связным.
Первый опыт проведения факультатива по академическому письму показал: системное обучение научному тексту востребовано и продуктивно. Магистранты не просто изучили правила, они научились применять их в собственных исследованиях и сделали важный шаг в сторону будущих публикаций.