Плюсы и подводные камни вундеркиндов

СМИ о нас

Плюсы и подводные камни вундеркиндов: откровенности родителей чудо-детей

Фото: из личного архива. Настя Тюрина на сцене с Денисом Мацуевым

По мнению профессора МГППУ Виктории Юркевич, вундеркинды — это дети особого типа, значительно опережающие в своем развитии обычных детей:

— При этом одаренные дети могут быть разными. Есть одаренные люди, даже гении, с «антивундеркиндным» типом развития. Например, Эйнштейн не то что не развивался ускоренно, а даже, как он сам считал, замедленно. Он в 4 года только стал говорить, да и в школе не опережал одноклассников. Дарвин очень долго не проявлял себя умным мальчиком, и родители считали, что он только и умеет, что бегать по улицам и драть кошкам хвосты. Российский математик Андрей Николаевич Колмогоров в детстве не отличался ускоренным типом возрастного развития и только в 20 лет принял решение стать математиком. А перед этим искал себя. Единого темпа развития у выдающихся людей нет.

— То есть далеко не каждый вундеркинд во взрослой жизни станет выдающейся личностью?

— Вундеркинд — это только один из типов, и, к сожалению, гениальных людей вырастает из вундеркиндов точно не больше, чем из обычных детей. Конечно, вундеркиндами были, например, немецкий математик Карл Гаусс, Моцарт, выдающийся ученый и лауреат Нобелевской премии по физике Лев Ландау. Но известно еще больше вундеркиндов, которые никак не состоялись. Для них это настоящая драма.

Почти для всех вундеркиндов, как это видно по Тимофею Цою, характерна потрясающая память: визуальная, вербальная, слуховая и даже моторная. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что им свойственна высокая обучаемость: прочитал, услышал, увидел — знает. Но есть и минус — память может отчасти заменить мышление. А самый большой минус, что сами по себе знания сейчас не имеют такой ценности, как раньше. Сменились образовательные приоритеты. Нужно не знание, а умение это знание превратить во что-то новое. В умение решать сложные задачи, в трудной ситуации найти нестандартный выход. В современных условиях перед обществом ставятся дивергентные задачи, которые могут решаться по-разному.

— Какие опасности поджидают вундеркиндов?

— Может случиться так, что у них не окажется настоящей, высокой креативности. Взять Нику Турбину. Когда ей было 8 лет, Евгений Евтушенко издал ее книжку «Черновик». Это было вроде бы талантливо, вроде бы потрясающе, но это была «вторичная» креативность. Ника не смогла найти себя, свой стиль. Поэтому если такой одаренный ребенок, как Тимофей Цой, пишет книжки, ему необходимо понимать, что он должен внести в книгу что-то новое, свое, а не только информацию. Но в 9 лет это все-таки невозможно. Поэтому в первую очередь надо развивать подлинную креативность. Еще одна опасность, которую я вижу, это неумение общаться с людьми. Очень часто интеллект вундеркиндов идет впереди и отдельно от всех остальных человеческих характеристик. А ведь социальные навыки не менее важны, чем интеллект. Это обязательное условие успешности человека. Если не умеешь работать в команде — это плохо для твоей успешности и твоего счастья.

— Может ли качественное образование повлиять на количество вундеркиндов в стране?

— Чем лучше образование в стране, тем вундеркиндов и вообще детей одаренного типа оказывается больше. Природа и гены имеют значение, но проблема в том, что развить вундеркинда можно только в обогащенной — не в материальном, а в когнитивном (интеллектуальном) смысле — среде. Я была в Южной Корее и Китае, и они меня поразили своим серьезным вниманием к образованию. Корейцы говорят: у нас в стране стало больше одаренных детей. Конечно, больше, потому что мало того что ребенок родился с повышенными способностями, они этот потенциал еще и развивают. Способностей от природы не бывает, есть только задатки — врожденное особое устройство мозга. Эти задатки нужно еще превратить в способности, а это специальная задача. Без развития ребенка самые лучшие гены никак себя не проявят.

Важно, чтобы родители понимали, что им не следует ставить такой задачи — вырастить вундеркинда. Чтобы успешно реализоваться, ребенок не должен опережать сверстников, это совсем необязательно, а часто и вредно для него. Главная задача состоит в том, чтобы ребенок в будущем смог реализовать себя в творческой, нужной для общества деятельности. Поэтому важно не опережающее развитие, а упорство, целеустремленность и подлинная, неформальная креативность.

Читать статью полностью на сайте "КП"

Источник: Факультет "Психология образования"