Вся психология в одном университете

Интервью с Викторией Юркевич: «У вундеркиндов слишком переоценено знание»

Интервью

«У вундеркиндов слишком переоценено знание»

Сам по себе тот факт, что ребенок обучается быстрее сверстников, не всегда означает, что он особо одаренный. Возможно, у него просто хорошая, или даже замечательная память, но в наши дни от этого мало пользы. Дело в том, что мозг хорошо развивается, когда есть напряжение. А если все дается легко, то нужного развития не происходит. Поэтому у некоторых детей-вундеркиндов ускоренное развитие оказывается поверхностным. Им проще запомнить, чем разбираться. Именно поэтому то, насколько легко и быстро ребенок учится, мало говорит о том, какой из него выйдет специалист или ученый.

О том, почему поступать в десять лет в вуз не всегда хорошо, но иногда — неизбежно, «Росбалту» рассказала профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Виктория Юркевич.

— Как развивать ребенка, чтобы он поступил в вуз в 10-15 лет?

— Прежде всего следует задать себе вопрос: зачем мне нужно, чтобы ребенок поступил в вуз в 10 лет? Бывает, правда, довольно редко, когда ребенок сам, без большого энтузиазма со стороны родителей, так быстро развивается, что никуда не денешься. Это одна ситуация. Но тогда сами родители видят как плюсы такого ускоренного, даже преждевременного развития, так и минусы, и начинают задавать совсем другие вопросы. Не «как сделать так, чтобы ребенок в десять лет поступил в вуз», а «что мне делать, когда ребенок явно обгоняет сверстников». Только такой вопрос и возможен. Специально создавать ситуацию, чтобы дети существенным образом обгоняли своих сверстников и заканчивали в десять лет школу, не нужно, потому что здесь количество минусов никогда не бывает меньше, чем плюсов, а в некоторых случаях минусов даже больше.

Бывают, повторюсь, случаи, когда это происходит помимо воли родителей. Таким был один из величайших математиков всех времен Карл Гаусс. Его отец был мастером- каменщиком. Когда он рассчитывал плату для своих рабочих, вдруг от своего трехлетнего сына услышал: «Пап, ты не так здесь посчитал». Для отца это было сюрпризом. Вот такая ситуация требует ответа на вопрос: что с этим делать? Но что делать, чтобы ребенок значительно опережал сверстников? Этот вопрос вообще не должен существовать.

Читать интервью полностью на сайте "Росбалт"

Источник: Факультет "Психология образования"