Русский как иностранный: важно открыть детям из других государств доступ к образованию
СМИ о нас
ФОТО: Ug.ru
Миграция существовала на Земле всегда, но в последние годы ее масштабы растут. По данным Международного комитета по миграции, число людей, покинувших родные места, достигает почти 272 млн человек во всем мире. Среди них приблизительно 31 млн детей, для которых процесс адаптации к непривычным условиям особенно сложен. Россия, как зеркало, лишь отражает общую мировую ситуацию.
Травма идентичности
Вот, к примеру, урок в одном из классов российской школы: на стол учителя ложится стопка тетрадок, подписанных: Магомед, Алсу, Фатима, Шухрат… А что знает этот учитель о чувствах маленьких таджиков, узбеков, киргизов в момент, когда они впервые переступили порог этого класса? Было ли им тревожно, страшно, неловко?
– Для человека, который меняет место жительства и адаптируется к новой культурной среде, характерна травма идентичности, – считает этнопсихолог Ольга Павлова. – Особенно это мучительно для ребенка. Если взрослые принимают решение о переезде на новую землю с большей или меньшей степенью осознанности, то детей просто ставят перед фактом, грубо говоря, вытряхивают из корзинки, словно котенка. Поэтому мы наблюдаем совершенно разные и весьма драматичные траектории адаптации, связанные с идентичностью. Например, есть такое понятие, как негативная идентичность. Стараясь врасти в местный культурный ландшафт, молодые люди иногда полностью отказываются от своего этноса и культуры, причем иногда настолько яростно и основательно, что порой теряют поддерживающий ресурс своих национальных корней.
По мнению Ольги Павловой, хорошо, когда человеку комфортно в своей гендерной, возрастной, профессиональной, этнической идентичности – тогда в жизни у него все складывается гармонично. Но если его точит изнутри душевная травма, то ничто другое не приносит облегчения. Потеря исходной этнической группы – это отрыв от важного и мощного источника психологической стабильности. И прежде всего это критично для неокрепшей души ребенка. Процесс обретения устойчивой идентичности в новой культурной среде – сложный процесс, требующий помощи психологов, родителей, педагогов, одноклассников. Сам собой он, как правило, не протекает. Необходима специальная профессиональная помощь.