Елена Лавринович: «Внутренние тренеры в вузах – путь повышения эффективности подготовки специалистов»
Новость
В журнале «Управление персоналом» (№14, 2023 год) опубликована статья «Внутренние тренеры в вузах – путь повышения эффективности подготовки специалистов». Автор – заведующая кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, профессор Елена Васильевна Лавринович.
В последнее время в сфере образования происходит активное повышение интереса к двум важным направлениям его развития. А именно, к дальнейшему широкому внедрению в образовательный процесс активных форм обучения в вузах, а также к необходимости расширения и усиления внеучебной работы, внеучебного воспитательного взаимодействия со студентами.
И в том, и в другом направлении развития образования очень часто используются те или иные формы групповой работы. От сотрудников вузов, использующих групповые мероприятия, для их успешного ведения требуются развитые навыки установления контакта с участниками групп и участников между собой, умение сплачивать членов группы для эффективной совместной работы, навыки мотивирования участников для учебной и другой совместной деятельности, создание условий в группе для активной поисковой, познавательной деятельности, деятельности по самоопределению и выработке решений, умение «выводить» группу из конфликтных ситуаций, которые всегда могут возникать в групповой работе, а также умение при необходимости проводить психологические тренинги.
Однако, как показывает практика, преподаватели вузов далеко не всегда имеют соответствующую квалификацию для проведения занятий с использованием активных методов обучения, навыки, необходимые для ведения групп и проведения тренингов.
Для обучения этим навыкам была разработана специальная программа повышения квалификации «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих групп». В основу этой программы повышения квалификации был положен многолетний опыт ведения групповой работы и психологических тренингов.
Основой программы является представление о том, что проведение группы будет успешным, если ведущими группы и/или психологических тренингов последовательно, поэтапно будут решены четыре ключевые задачи. А именно:
- Создание из присутствующих участников работоспособной группы
- Создание в группе мотивации для совместной работы или обучения
- Правильной организации обучения участников и/или их совместной деятельности для достижения группой желаемых результатов
- Правильное завершение группы
Каждый из этих этапов является необходимым. Этапы должны выполняться в указанной последовательности, т.к. каждый из этапов предполагает решение целого ряда психологических задач, необходимых для совместной деятельности и обучения участников, и только затем открывается возможность решения задач следующего этапа.
Читать полную версию статьи на сайте факультета «Консультативная и клиническая психология»