Чаепитие у классиков: "Зона ближайшего развития" (продолжение дискуссии)

Релиз

2020-12-25 Чаепитие у классиков:

23 декабря состоялась очередная онлайн встреча дискуссионного клуба «Чаепитие у классиков», которая продолжила цикл, посвященный ключевым понятиям культурно-исторической психологии. С докладом «Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Л.С. Выготский и не рассказала И.А. Котляр» выступил Виктор Кириллович Зарецкийкандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ.

Подчеркнув колоссальный объем идей, как бы «эскизно» намеченных Л.С. Выготским в короткое десятилетие его работы, Виктор Кириллович обратил внимание на необходимость дальнейшего их развития, в том числе путем накопления эмпирического материала. Одной из современных наработок, позволяющих на практике применять идею о ЗБР, стала многовекторная модель ЗБР. Представление о ЗБР как о «многовекторном» конструкте опирается на идею Л.С. Выготского о том, что «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Данная модель была разработана Виктором Кирилловичем на основе рефлексивно-деятельностного подхода для оказания помощи учащимся в преодолении учебных трудностей. Она учитывает разные «измерения» ЗБР, позволяя изучать различные «слои» обучения и развития. Модель направлена не только на диагностику потенциала ребенка и определение сложностей в обучении, препятствующих его реализации. Она позволяет проследить (и простроить) развивающий эффект от взаимопроникновения различных сфер деятельности ребенка, дает понимание комплексности и неразрывности психического развития и образовательного процесса.

Обязательным условием корректного применения модели на практике является учебное сотрудничество, в ходе которого ребенок совместно во взрослым размышляет о причинах собственной неуспешности и анализирует их. Спровоцированные в результате такой рефлексивной работы «прорывы» («инсайты») способствуют формированию субъектной позиции обучающегося, без которой человек не может стать успешным субъектом деятельности. В результате совместной работы взрослого в зоне ближайшего развития ребенка учащиеся не только успешно осваивают учебную деятельность, но также способы саморегуляции, способы мышления. Более того, на практике не раз было замечено, что совместная диагностика и осознание сложностей приводили к повышению вовлеченности педагогов в учебный процесс, к улучшению личных отношений между учеником и учителем, к формированию более психологически здоровой образовательной среды.

При этом Виктор Кириллович отметил, что развитие и преодоление трудностей возможно не только при совместной работе ребенка со взрослым – оно возможно и при привлечении к сотрудничеству детей старших возрастов. Однако сотрудничество разновозрастных школьников может осуществляться исключительно под руководством взрослого, способного увидеть «проблемный эпицентр», «мишени» для устранения.

Модератором дискуссии выступила Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент Факультета психологии образования, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. В своем заключении она отметила, что встреча стала логическим продолжением ноябрьского заседания с участием И.А. Котляр и пригласила участников к последующим дискуссиям на площадках Клуба.

Дополнительные материалы по теме:

  1. Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и «zone of proximaldevelopment»: есть ли разница? // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 23–36. doi:10.17759/chp.2017130102
  2. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 3. С. 96–104.
  3. Котляр И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 1. // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 1. С. 42–50.
  4. Котляр И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 2. // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2. С. 53–60.
  5. Марголис А.А. Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 15–26. doi:10.17759/chp.2020160303

Видеозапись встречи с В.К. Зарецким.

Материалы встреч, прошедших в рамках цикла «Система понятий культурно-исторической психологии и деятельностного подхода»:

23.11.2020. Зона ближайшего развития

26.10.2020. Кризис

28.09.2020. Драма развития

Пост-релиз и видео англоязычной встречи клуба «Живое чтение»: От понятия ЗБР к практике динамической оценки

Источник: Центр междисциплинарных исследований современного детства