Совместный семинар МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ по измерениям в психологии и образовании – 20 ноября
Анонс
Приглашаем на очередную сессию в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.
20 ноября с 16:00 до 17:40 состоится вебинар на тему «Отношение к ИИ и цифровые компетенции школьников: валидизация опросника и парадокс "сельского преимущества"».
Спикеры:
- Авдеева Светлана Михайловна, канд. тех. наук, главный эксперт института образования НИУ ВШЭ
- Дворецкая Ирина Владимировна, Psych., к.п.н., научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, доцент, Институт образования, НИУ ВШЭ
- Гнипова Светлана Евгеньевна, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Дискуссанты:
- Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук
- Антипкина Инна Вениаминовна, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования
Модератор вебинара:
- Тарасова Ксения Вадимовна, канд. пед. наук, директор Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
Анонс вебинара:
В докладе будут представлены результаты разработки и психометрической валидизации опросника для измерения отношения школьников к искусственному интеллекту. На выборке учащихся 8-х и 10-х классов Камчатского края подтверждена пятифакторная структура инструмента, включающая осведомлённость об ИИ, опыт использования, ценностные ориентации, аффективные установки и восприятие рисков.
Применение опросника совместно с доказательной оценкой цифровой грамотности позволило выявить два ключевых вывода. Во-первых, учащиеся сельских школ продемонстрировали статистически более высокий уровень цифровых компетенций, чем их городские сверстники, что указывает на феномен «сельского преимущества» и требует переосмысления традиционных представлений о цифровом неравенстве. Во-вторых, анализ показал, что уровень цифровой грамотности положительно связан с осведомлённостью об ИИ и осмысленным восприятием рисков, но не зависит от интенсивности использования ИИ-инструментов.
Результаты подчёркивают различие между формальным и содержательным подходами к взаимодействию с ИИ: первый ограничивается рутинными, поверхностными действиями (например, переводом текста), тогда как второй предполагает использование ИИ как когнитивного партнёра — для генерации идей, анализа и критического осмысления цифрового контента. Эти различия необходимо учитывать при проектировании образовательных стратегий в области цифровых и ИИ-компетенций.
Приглашаются специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области анализа и управления образованием на основе данных.
Регистрация на вебинар
Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.
Мы ждем Вас, будет интересно!
Руководители семинара:
- М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
- Е.Ю. Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.
Зарубежные партнеры: Н.В. Дроздова, кандидат психологических наук, доцент, директор Института психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка (Минск, РБ)
С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.