Обучающее мероприятие по практике «Эффективные педагогические приемы создания учебной ситуации»
Новость
9 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «Эффективные педагогические приемы создания учебной ситуации» цикла «Преодоление трудностей в обучении у обучающихся начальной школы» (руководитель - Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ) первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».
Ведущий обучающего мероприятия – Уляшев Константин Дмитриевич, старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», кандидат психологических наук.
«Педагогика не выводит дидактические принципы. Дело осложняется тем, что есть определенный плюрализм в отношении проектирования педагогического взаимодействия. В силу этого плюрализма, дидактические принципы являются не общедидактическими, а так называемыми «ведомственными». То есть «обслуживают» ту или иную теорию. В частности, теорию развивающего обучения, о которой будет идти речь»
В начале обучающего мероприятия было определено понятие учебной задачи, как конкретной задачи, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса. Учебная задача, с решения которой только и начинает развертываться полноценная учебная деятельность, требует, чтобы школьники анализировали условия происхождения тех или иных теоретических знаний и овладевали соответствующими обобщенными способами действий.
Иными словами, при решении учебной задачи школьник открывает в предмете его исходное или существенное отношение. Учебная задача требует от школьников: анализа ее условий с целью обнаружения в них некоторого всеобщего отношения, имеющего закономерную связь с различными его проявлениями; выведения на основе этой абстракции и этого обобщения некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект; овладения в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом мысленного построения изучаемого объекта.
Далее было определено понятие учебной ситуации, которая имеет характер продуктивного конфликта, становится формой разрешения противоречий учебного материала.
«Учебная ситуация относится к понятию, которое описывается категорией действительности. Но при этом, мы вынуждены оказаться в некотором широком плюралистичном поле, поскольку, например, у учебной задачи есть каноническое определение и задания. Учебная ситуация – минимальная единица конструирования анализа учебного процесса, которая построена в логике построения учебного предмета. Но нет общеупотребительности, учебная ситуация не стала общепринятой нормой»
В завершении обучающего мероприятия Константин Дмитриевич отметил, что главный способ в наборе педагогического инструментария – постановка и решение учебной задачи. А также отметил основные требования к навыкам и компетенциям педагога, работающего в деятельностной модели обучения.
В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.
Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.
Контакты:
- Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям МГППУ, тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru
- Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, е-mail: leonovaoi@mgppu.ru