Вся психология в одном университете

Обучающее мероприятие по практике ТМДО: обучение в малых группах одаренных детей

Новость

Обучающее мероприятие по практике «ТМДО: обучение в малых группах как условие развития интеллектуально-творческих способностей и социальных умений одаренных детей»

21 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «ТМДО: обучение в малых группах как условие развития интеллектуально-творческих способностей и социальных умений одаренных детей» в рамках цикла «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» (руководитель  – Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ) первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».

Ведущие мероприятия - Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ; Авдеева Наталья Игоревна., Заслуженный учитель РФ,  учитель начальных классов, ГБОУ Школа №1569 «Созвездие» г. Москвы.

В начале обучающего мероприятия была определена структура продуктивного мыслительного процесса: порождение и формулирование проблемы, поиск решения, обоснование решения.

«Работа в группах создаёт систему условий, обеспечивающих развитие мышления и личности ребёнка, достижение интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных умений».

Было отмечено, что, работая в команде, младшие школьники учатся выстраивать диалог, вести грамотное сотрудничество (на равных), согласовывать действия друг с другом, высказывать свою, а также понимать и принимать точку зрения окружающих людей и, наконец, учатся выполнять и примерять на себя разные роли.

В рамках презентации раскрыта роль учителя на этапе проведения детьми исследования в малых группах и при организации работ малых групп, она значительно возрастает, как по времени, так и по физическим затратам. Необходимо обязательно учитывать специальную подготовку детей к работе в малых группах, учителю надо произвести подготовительную работу: понять, какие вопросы необходимо ставить, что необходимо знать. Например, особенности материала для изучения (объем, сложность, новизна), количество учащихся в классе, индивидуально-психологические характеристики учащихся (темперамент, характер), межличностные отношения в классе, вовлечённость каждого ребёнка в работу группы, обсуждение плана работы для достижения поставленной цели, использование разных форм представления результатов работы, включённость каждого ребёнка в представление отчёта группы.

Особое внимание было уделено примерам уроков творческого междисциплинарного обучения (ТМДО) для учеников 3 класса на тему «Влияние людей. Лидер. Взаимодействие в группе» (объяснение устройства группы, секреты её успешного взаимодействия) и урока литературного чтения для учеников 3 класса на тему «Стихи русских поэтов о зиме».

В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.

Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.

Контакты:

  • Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям (е-mail.: usubyansha@mgppu.ru , тел.:+7 (965) 116-69-17)
  • Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», (е-mail.: leonovaoi@mgppu.ru , тел. +7 (909) 966-55-37)

Источники: Отдел по международным связям, Факультет "Психология образования", Научно-методический центр сопровождения педагогических работников, Сектор «Точка кипения МГППУ», Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах