Вся психология в одном университете

Лекция «Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Проблемы организации и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» 

Лекторы:

  • Жаворонков Роман Николаевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
  • Ардзинба Виктория Анатольевна, научный сотрудник сектора информационно-аналитического обеспечения лаборатории практической психологии образования МГППУ

Лекция посвящена технологии, сформировавшейся на основе 30-летнего опыта организации инклюзивного образования инвалидов в вузах США. У участников лектория будет возможность понять своеобразие ее теоретических оснований, построенных на философии независимой жизни, из которой вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для их обучения в ВУЗе и участия в его жизни. Цель такой технологии – обеспечение такого функционирования ВУЗа, которое создает для всех студентов-инвалидов (не зависимо от вида и тяжести их инвалидности) равные с остальными студентами возможности доступа к образовательным программам и услугам вуза, а также воспитание у студентов-инвалидов навыков самостоятельного принятия решений, необходимых для их персонального и профессионального развития. Это и определяет специфику решаемых здесь задач: 

  • содействие участию студентов-инвалидов наравне с остальными студентами в образовательных программах и иной деятельности вуза
  • оказание студентам-инвалидам услуг, направленных на создание специальных условий
  • защита прав и интересов студентов-инвалидов, связанных с обучением в вузе

Используемая здесь методология заключается в создании специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида и обеспечивающих им равные с другими людьми возможности. При их создании применяется подход разумного приспособления, согласно которому: 

  • характер создаваемых условий определяется потребностями инвалида
  • создаваемые для инвалидов условия не создают угрозу для здоровья и безопасности других лиц и не влекут за собой принципиальное изменение образовательных программ или чрезмерное финансовое бремя для вуза.

На лекции будут обсуждаться следующие вопросы:

  • правовое регулирование инклюзивного образования инвалидов в вузе;
  • система организации и финансирования инклюзивного образования;
  • порядок создания наиболее распространенных специальных условий для студентов-инвалидов;
  • реализация подхода разумного приспособления применительно к основным нозологическим группам студентов-инвалидов.

Во второй части лектория продолжается обсуждение начатой ранее темы, посвященной инклюзивному образованию инвалидов в Соединенных Штатах Америки. В частности, здесь будет представлена образовательная модель «Инклюжен», используемая в обучении детей-инвалидов. Участники лектория смогут получить ответы на такие вопросы как: 

  • на чем основан такой подход к обучению? 
  • что необходимо для воплощения данной модели образования? 
  • какие принципы используются здесь?

Особое внимание будет уделено принципу определяющему возможность инвалидам пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный здоровый человек. Материалы лекции позволят слушателям представить и систему подготовки специалистов для работы со студентами-инвалидами. В частности, будет рассказано о тренингах, предназначенных для специалистов, работающих с инвалидами и для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые были разработаны Государственном Университете Вейн (Детройт, штат Мичиган). Участники лектория получат возможность понять своеобразие этих тренингов и раскрыть содержание их основных принципов.

Отчет

Работу лектория открыла кандидат психологических наук, начальник Управления КП НИР и подготовки научный кадров Елена Николаевна Задорина, которая рассказа об уникальном опыте, полученном нашими сотрудниками в процессе повышения квалификации в России и за рубежом. Стажировки сотрудников проходили в 2007-2008 гг. в рамках инновационной образовательной программы МГППУ «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии». Е.Н. Задорина в своем выступлении отметила важность не только овладения современными технологиями в разных областях психологии нашими сотрудниками и применения этих знаний в научно-исследовательской работе лабораторий и центров и образовательном процессе нашего университета, но и распространения полученных уникальных знаний в профессиональном сообществе, установления деловых отношений между профессионалами.

Первую лекцию прочел кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Роман Николаевич Жаворонков. Он рассказал о таком функционировании вуза, которое создает для всех студентов-инвалидов равные с остальными студентами возможности доступа к образовательным программам и услугам вуза. Методология такой работы заключается в создании специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида и обеспечивающих им равные с другими людьми возможности, на основе подхода разумного приспособления.

Во второй лекции научный сотрудник сектора информационно-аналитического обеспечения лаборатории практической психологии образования МГППУ Виктория Анатольевна Ардзинба представила образовательную модель «Инклюжен», используемую в обучении детей-инвалидов. Ключевым вопросом лекции стала проблема подготовки специалистов для работы со студентами-инвалидами. В.А. Ардзинба говорила о тренингах для специалистов, работающих с инвалидами и для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые были разработаны Государственном Университете Вейн (Детройт, штат Мичиган).

Б.Б. Айсмонтас, кандидат педагогических наук, декан факультета дистанционного обучения МГППУ, отметил высокую практическую значимость данного опыта для его внедрения в работу образовательных учреждений высшего профессионального образования. Данный вопрос сейчас особенно актуален в связи со вступившей в силу Конвенцией о правах инвалидов. Официальная церемония, посвященная этому событию, прошла в зале Генеральной Ассамблеи ООН 12 мая 2008 года, в которой приняли участие Р.Н. Жаворонков и В.А. Ардзинба.