Вся психология в одном университете

Лекция «Актуальные тенденции современной когнитивной психотерапии»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Новое в коррекционно-развивающей работе и немедицинской психотерапии»

Лектор: Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Клиническая психология и психотерапия» факультета Психологического консультирования МГППУ

Современная когнитивная психотерапия – это интенсивно развивающаяся область исследований и практики. В лекции будут представлены последние достижения нескольких исследовательских направлений, развивающих идеи основоположника данного подхода – А.Бека: 

  • эмпирические исследования, направленные на проверку когнитивной модели депрессий
  • эмпирические исследования метакогнитивных процессов при тревожных расстройствах (в т.ч., генерализованной тревоге)
  • новейшие разработки в области когнитивной психотерапии психотических состояний 
  • результаты последних исследований эффективности когнитивной психотерапии при различных психических расстройствах

В разделе лекции, посвященном проверке когнитивной модели депрессий, будут изложены основные положения концепции А.Бека «когнитивной уязвимости» депрессии и представлена сложная история доказательства концепции.

Второй раздел лекции будет посвящен актуальным тенденциям в изучении тревожных расстройств, а также прикладному аспекту этих разработок. Основываясь на интервенционных исследованиях начала ХХI в. будет рассмотрен вопрос об эффективности симптоматически-ориентированной когнитивно-бихевиоральной психотерапии ряда тревожных расстройств (например, генерализованного тревожного расстройства, ГТР), показана роль так называемых метакогнитивных факторов при ГТР, о важности которых говорят когнитивные психотерапевты (А.Бек, Т.Борковек, А.Уэллс).

Третий раздел лекции представляет передовые идеи когнитивной терапии психотических состояний. В частности, такие как: 

  • сочетание когнитивной психотерапии с психофармакотерапией, дающее статистически достоверный и клинически ощутимый результат в редукции продуктивной и негативной симптоматики у больных шизофренией, по сравнению с группой «стандартного лечения» (данные метаанализа, выполненного А.Беком и Р.Нейлом в 2001 г.)
  • когнитивная модель бредовых и галлюцинаторных расстройств, где существенная роль в манифестации психоза отводится интерперсональным стрессогенным событиям, что нашло убедительное эмпирическое подтверждение в исследованиях последних лет. Основной тезис когнитивного подхода к пониманию продуктивной симптоматики заключается в рассмотрении бредовых и галлюцинаторных переживаний как искаженного отражения реального жизненного опыта

В лекции также будут представлены основные положения когнитивной модели симптомов шизофрении: предрасполагающие обстоятельства онтогенеза и ситуационные триггеры симптомов, когнитивные схемы больных шизофренией, характеристики воображения, специфичные когнитивные искажения (т.н. «эгоцентрическое отклонение», «экстренализация» и «интенционализация»), специфические стратегии копинга. Этот раздел лекции будут завершен изложением основных идей когнитивной психотерапии шизофрении.

В заключение лекции будут приведены сведения мета-анализа интервенционных исследований, демонстрирующих высокую эффективность когнитивной психотерапии при различных психических расстройствах.

Смотреть лекцию

Отчет

А.Б. Холмогорова представила когнитивную модель депрессии А. Бека («когнитивной уязвимости») и последние исследовательские направления, развивающие его идеи.

Проблема психотерапии депрессивных расстройств на сегодняшний день является актуальной и значимой, так как в последние годы отмечается увеличение процента людей, страдающих депрессией и, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет второй после сердечно-сосудистых заболеваний причиной смертности людей во всем мире.

В связи с этим проводится большое количество эмпирических исследований в области депрессивных расстройств, в частности, исследований, направленных на проверку когнитивной модели А.Бека. На сегодняшний день она является достаточно популярной и часто используемой. Это объясняется тем, что данная модель: 

  • экономична, так как когнитивная психотерапия является краткосрочной
  • технологична, так как хорошо разработаны и четко определены методики и техники, которые в ней используются
  • высоко эффективна, так как ее использование в терапии депрессии вместе с медикаментозным лечением сильно повышает эффективность терапии и снижает количество повторных рецидивов

Также А.Б.Холмогорова рассказала об исследованиях депрессивных расстройств в рамках когнитивного подхода, которые были проведены на кафедре клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ. Целью исследований было выявление факторов когнитивной уязвимости к депрессии. А.Б.Холмогорова отметила большое влияние на возникновение депрессивных расстройств таких личностных качеств, как перфекционизм и враждебность, которые тесно связны с ценностями человека и семейным контекстом.

Затем лектор рассмотрела современные тенденции в изучении тревожных расстройств, в частности, генерализованного тревожного расстройства (ГТР), и показала роль метакогнитивных факторов в возникновении ГТР.

Также А.Б.Холмогорова представила новейшие разработки в области когнитивной психотерапии бредовых и галлюцинаторных расстройств, где существенная роль в возникновении психоза отводится интерперсональным стрессогенным событиям, что нашло убедительное эмпирическое подтверждение в исследованиях последних лет.

В лекции также освещались основные положения когнитивной модели симптомов шизофрении: когнитивные схемы больных шизофренией, характеристики воображения, специфичные когнитивные искажения.

В заключение лектор рассказала о схожести когнитивного подхода с отечественным культурно-историческим подходом к психотерапии депрессивных и тревожных расстройств, основанной на формировании рефлексии: 

  • представление об активности субъекта в ходе психотерапии
  • понимание роли диалога и совместной деятельности для возникновения сознания и рефлексии
  • положение о главенствующей роли интеллекта над эмоциями