Семинар МГППУ и ИО НИУ ВШЭ "Цифровая социализация детей, подростков, молодежи и предпочтения форматов обучения"
Релиз
9 февраля состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
С докладами, посвященными цифровой социализации детей, подростков, молодежи и предпочтениям форматов обучения студентами выступили:
- Сорокова Марина Геннадьевна, д.пед.н., к.ф.-м.н., руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
- Марголис Аркадий Аронович, к.психол.н., ректор, МГППУ
- Шведовская Анна Александровна, к.психол.н., начальник Управления информационными и издательскими проектами, МГППУ
- Рубцова Ольга Витальевна, к.психол.н., руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, МГППУ
- Клопотова Екатерина Евгеньевна, к.психол.н., старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, МГППУ
Модератор вебинара:
- Радчикова Наталия Павловна, к.психол.н., ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
В своем докладе «Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты?» авторы Марголис А.А., Сорокова М.Г. и Шведовская А.А. представили основные результаты исследования, проведенного в МГППУ в феврале-марте 2022 года на выборке из 761 студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры. Установлено, что очный формат выбрали только 10,8% студентов, тогда как смешанный формат – 39,7%, а дистанционный формат – 49,5%. Различий между 3-мя группами по полу и возрасту не выявлено. В группе предпочитающих смешанный формат по сравнению с дистанционным значимо лучше развиты логическое мышление и вербальный интеллект, выше показатели естественно-научной грамотности, лучше понимание пользы вакцинации от COVID-19 для человека и общества и меньше уверенность в серьезных негативных последствиях вакцины от коронавируса. В группе выбравших очный формат по сравнению с дистанционным значимо ниже страх заболевания COVID-19 и выше оценки пользы вакцинации от коронавируса для человека и общества.
Исследователями выделены 4 статистически значимых предиктора и построена модель, позволяющая предсказать выбор респондентами смешанного формата по сравнению с дистанционным. Чем старше респондент, чем сильнее у него выражен страх заболевания COVID-19, чем меньше показатели его логического мышления и чем менее он уверен в пользе вакцинации от COVID-19 для человека и общества, тем более вероятно, что он предпочтет дистанционный формат по сравнению со смешанным. Наоборот, смешанный формат является скорее предпочтительным по сравнению с дистанционным для более молодых респондентов с более высокими показателями логического мышления, меньшим страхом заболевания COVID-19 и большей уверенностью в пользе вакцинации от COVID-19 для человека и общества. Портал психологических изданий PsyJournals.ru – [Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты? – Психологическая наука и образование – 2022. Том 27. № 5]
Комментируя этот доклад, дискуссант Карлов Иван Александрович, к.техн.н., ведущий эксперт, заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказал об интересном опыте организации обучения в НИУ «Высшая школа экономики» в гибридном формате во время пандемии: часть студентов находилась в аудитории очно, другая часть присутствовала онлайн. Подход оказался таким перспективным, что и в настоящее время используется в НИУ ВШЭ.
Докладчики Рубцова О.В. и Клопотова Е.Е. рассказали о результатах проекта «Влияние цифровой социализации на психическое, личностное, социальное развитие современных детей, подростков и юношей», проведенного на базе ЦМИСД совместно с Центром PsyDATA в 2022 году. Проект был выполнен в рамках госзадания Министерства Просвещения 08.04.2022 г. № 073-00770-22-02. В рамках проекта было проведено масштабное эмпирическое исследование особенностей цифровой социализации современных российских дошкольников, младших школьников, подростков и юношей (выборку исследования составили 7569 респондентов из разных регионов РФ).
Согласно полученным эмпирическим данным, в дошкольном возрасте дети проходят через этап «первичной цифровой социализации»: они знакомятся с возможностями разных устройств и приобретают базовые навыки цифровой грамотности. В младшем школьном возрасте функционал использования цифровых устройств существенно расширяется, большинство детей получает доступ к Интернету. К подростковому возрасту цифровые устройства становятся полноценным инструментом социализации: с их помощью дети общаются, ищут необходимую информацию, используют в процессе обучения. При этом, вопреки сложившемуся стереотипу, ни в подростковом, ни в юношеском возрасте виртуальное взаимодействие не вытесняет реальное, а, скорее, дополняет его.
Большая часть российских родителей контролирует экранное время детей и потребляемый ими цифровой контент на протяжении всего периода детства. Однако при этом родители крайне редко опираются на профессиональные рекомендации по организации взаимодействия ребенка с цифровым контентом. Выявленное противоречие подтверждает необходимость организации просветительской и консультативной работы с родителями и педагогами с целью повышения уровня их цифровой компетентности.
В своем выступлении дискуссант Тарасова Ксения Вадимовна, к.пед.н, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, акцентировала вопросы, связанные с терминологическим многообразием, характеризующим компетенции в сфере цифровых технологий, и предложила объединить оба доклада под единым названием «Вызовы времени и возможности цифры». Была также отмечена высокая актуальность разработки рекомендаций для родителей и педагогов в ситуации активного распространения IT-технологий в образовании и повседневной жизни.
Вебинар вызвал живой интерес: на него зарегистрировались около 850 участников.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 16 марта 2023 года.