МГППУ в СМИ: мнения и публикации экспертов
СМИ о нас

Растим детей: Старшее поколение часто сталкивалось в своей жизни с такими фразами, как «хочешь — перехочешь», «есть слово „надо“», а иногда даже «ты должен, и точка». С современными детьми такие авторитарные модели практически не работают. Авторитеты отсутствуют, а силой действовать не получается. Как быть в ситуациях, когда действительно надо что-нибудь сделать, но ребенок совершенно не хочет делать это? Помогает разобраться с такими случаями Александра Извольская, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.
Настроение: В новом выпуске программы «Сов. несекретно» обсуждаются загадочные предсказания болгарской ясновидящей Ванги, которая предсказала такие события, как теракт 11 сентября, гибель подлодки «Курск» и пандемию коронавируса. Евгения Иванова, клинический психолог и преподаватель факультета «Психология образования» МГППУ рассказывает о научной точке зрения на феномен ясновидения, объясняет, почему предсказания Ванги носят расплывчатый характер и что их можно интерпретировать по-разному.
Российское образование: Два педвуза Министерства просвещения РФ вошли в топ-100 лучших вузов России по версии Forbes. Деловое издание Forbes представило рейтинг «Лучшие российские вузы – 2025». В топ-100 вошли два педвуза Министерства просвещения РФ – среди них Московский государственный психолого-педагогический университет. Ректор МГППУ Аркадий Марголис прокомментировал высокий уровень нетворкинга и благоприятную академическую среду в университете, а также подчеркнул, что МГППУ продолжит совершенствовать образовательные программы, укреплять связи с работодателями и развивать международное сотрудничество.
Растим детей: Разговор с экспертом посвящен одному из сложных процессов детско-родительских отношений — психологической сепарации. Психологическая сепарация — это постепенный процесс, посредством которого ребенок отходит от родительской опеки, формируясь как самостоятельная и самодостаточная личность. В результате взаимоотношения с родителями трансформируются из отношений, основанных на подчинении, в равноправное общение между взрослыми. Этот процесс начинается с момента появления малыша на свет и в идеале завершается к 18–20 годам. О том, какие этапы сепарации проходят дети и почему она необходима, рассказывает Наталия Власова, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Утро России: В России наблюдается недостаток учителей, более 18 000 вакансий учителей. Особенно заметен дефицит педагогов математики, информатики, физики, химии и биологии. Нововведение может сократить эту впечатляющую цифру за счёт привлечения студентов ещё со студенческой скамьи к преподавательской деятельности. Проректор по научной деятельности МГППУ Сергей Косарецкий комментирует программу подготовки молодых педагогов, возможные способы мотивации и перспективы специалистов. Тайм-код: 34:25
Naked Science: В последние годы стендап-комики индийского происхождения в США приобретают всё большую популярность, превращая свои выступления в площадку для обсуждения этнических стереотипов и культурных различий. Их шутки часто строятся на ситуациях, знакомых многим иммигрантам: строгости родителей, акценте, попытках совместить индийские традиции с американской жизнью и ожиданиях общества. Эксперты МГППУ старший преподаватель кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Айарпи Мурадян и студентка 4 курса МГППУ Мария Солоненко проанализировали, какие языковые средства используются комиками для выражения и осмысления этих стереотипов.
Агентство Городских Новостей: Подготовка к ЕГЭ, жилищные проблемы и другие факторы могут способствовать развитию депрессии у зумеров. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила психолог Университетского многопрофильного психологического центра МГППУ Маргарита Финашина. Психолог подчеркнула, что термин «депрессия» часто используется слишком широко и не всегда подразумевает клинический диагноз. В свою очередь, руководитель Университетского многопрофильного психологического центра МГППУ Марианна Прудникова уточнила, что на разных возрастных этапах нужны разные подходы, с учетом психологических потребностей. На разных возрастных этапах нужны разные подходы, например, младшим подросткам требуется внимание и поддержка родителей.
МЕЛ: Родители всё чаще переводят детей на индивидуальные учебные планы, и учителям важно понимать, как правильно выстроить работу в такой ситуации. Индивидуальный учебный план позволяет учитывать особенности, интересы и потребности каждого ученика, но требует от педагога гибкости и сотрудничества с семьёй и администрацией. Елена Самсонова, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, объясняет, какие шаги должен предпринять учитель-предметник при переходе ребёнка на ИУП и как организовать эффективное взаимодействие.
Независимая газета: По данным опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ), каждому третьему педагогу в России приходится бороться с психологическим давлением со стороны родителей учеников. «Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, – это бюрократическая нагрузка и буллинг со стороны родителей. На проблемы травли со стороны родителей и психологическое давление указали 30% респондентов», – говорится в сообщении ОНФ. Справиться с буллингом учителям помогают администрации школ, а ученым хочется понять глубинную суть этих процессов. Историю и причины современного буллинга между родителями и педагогами комментирует проректор по научной деятельности МГППУ Сергей Косарецкий.
Журнал о благотворительности: Заведующий сектором «Центр доказательного социального проектирования» Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ Руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ, Татьяна Подушкина приняла участие в тренд-сессии, посвящённой современным подходам к оценке социальных программ в сфере поддержки детства. В центре внимания — системное мышление, инклюзия и рефлексия как ключевые тренды, которые меняют методы мониторинга и оценки в некоммерческом секторе. Обсуждаются вызовы времени, роль искусственного интеллекта и важность этического подхода в развитии эффективных и справедливых программ для детей.
Приоритет 2030: МГППУ и Новосибирский государственный университет (НГУ) совместно запустили уникальную магистерскую программу «Когнитивные нейронауки и нейротехнологии». Программа объединяет современные методы психологии, нейронаук и цифровых технологий, позволяя студентам работать с передовым оборудованием, включая единственный в России магнитоэнцефалограф. Руководитель программы, кандидат биологических наук Борис Чернышев, отмечает, что выпускники смогут проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования, востребованные в науке и бизнесе.
ОТР: Число домохозяйств из одного человека в России за 20 лет удвоилось. Почти 70% наших сограждан заявляют, что одиночество их не пугает. Почему россияне все чаще выбирают жить одни? Комментирует Юлия Кочетова, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ.
Агентство Городских Новостей: Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ, Мария Одинцова рассказала о влиянии оценки за поведение на самооценку подростков. По её мнению, субъективные критерии и низкие оценки могут подрывать уверенность в себе и вызывать протесты. Она подчеркнула важность справедливого и осознанного подхода учителей, а также необходимости учитывать возрастные особенности детей. Одинцова отметила, что равные правила должны применяться ко всем, включая педагогов, чтобы сохранить доверие и уважение в образовательном процессе.
Life.ru: Отправляя ребёнка в летний лагерь, родители хотят, чтобы он там нашёл себе новых друзей. Но почему возникают барьеры общения и как наладить контакт с ровесниками? Елена Чеботарева, профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», объясняет, почему ребёнку важно побывать в детском летнем лагере — неважно, робкий он или бойкий.
Агентство социальной информации: Как сделать музеи действительно инклюзивными? Практические шаги, типичные ошибки и реальные кейсы по следам конференции Центра толерантности. Эксперт мероприятия — Полина Богорад, представитель РОО помощи детям и подросткам с РАС «Контакт» и Федерального ресурсного центра МГППУ. Она объяснила, как создавать музейные пространства, удобные для всех: с учетом физических, когнитивных и эмоциональных потребностей посетителей.
Столица-С: Декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ Дмитрий Деулин рассказывает о бодипозитиве как важном социальном движении, меняющем отношение к телу и внешности. Он объясняет, как бодипозитив помогает бороться с дискриминацией и повышать самооценку, но при этом предупреждает о рисках «токсичного» подхода, который может мешать заботе о здоровье. Текст раскрывает ключевые принципы движения, его влияние на общество и необходимость баланса между принятием себя и ответственностью за своё благополучие. Читатель узнает, почему бодипозитив — это не просто мода, а сложное явление с разными сторонами.
Комсомольская правда: Как рост влияет на уверенность в себе, карьеру и отношения? В материале «Выше себя не прыгнешь?» Преподаватель Института экспериментальной психологии МГППУ Кира Саунин и cтарший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ Артем Дегтярев объясняют, что сантиметры сами по себе не определяют успех, а куда важнее — самооценка, поддержка окружения и умение противостоять стереотипам. Эксперты рассказывают, почему мифы о «комплексе Наполеона» не подтверждаются наукой, а внутренний рост и принятие себя оказываются гораздо значимее физических данных. Читатель узнает, как социальные ожидания формируют отношение к росту и что действительно помогает преодолеть комплексы.