Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Сведения об образовательной организации

РУМЦ МГППУ подвел итоги форума «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»

Новость

2025-10-20 РУМЦ МГППУ подвел итоги форума «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»

Фото: А.Бережанова, факультет «Психология образования» МГППУ


17–18 октября на базе Московского государственного психолого-педагогического университета прошел V Сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития».

Организаторами Форума выступили: Министерство просвещения Российской Федерации, ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданные на базе вузов, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации (РУМЦ МГППУ, РУМЦ Мининского университета и РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена).

Оператором Форума в 2025 году стал Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

В рамках первого дня Форума состоялось Пленарное заседание «Высшее педагогическое образование как ресурс формирования инклюзивного общественного сознания».

С приветственным словом к участникам Форума выступил заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения России Антонов Сергей Степанович.

В качестве спикеров на заседании выступили:

  1. Рубцов Виталий Владимирович, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», президент Ассоциации инклюзивных вузов, доктор психологических наук, профессор (презентация).
  2. Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук (презентация).
  3. Кантор Виталий Зорахович, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор педагогических наук, профессор (презентация).
  4. Гутерман Лариса Александровна, уполномоченный представитель ректора по делам инвалидов и лиц с ОВЗ ЮФУ, руководителя РУМЦ ФГБАУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат биологических наук, доцент (презентация).
  5. Богданова Елена Витальевна, заведующий отделом инклюзивного образования и реабилитации ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» (презентация).
  6. Маллаев Джафар Михайлович, заведующий кафедрой, профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им.Р.Гамзатова» (презентация).

Модераторами пленарного заседания выступили:

  • Иванова Татьяна Семеновна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», канд. пед. наук, доцент;
  • Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»;
  • Антропов Александр Петрович, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», канд. пед. наук, доцент.


В рамках круглого стола «Инклюзивное высшее образование: ресурсное обеспечение и практики реализации образовательного процесса в вузе» участники обсудили современные инновационные подходы к созданию инклюзивной образовательной среды в системе высшего образования.

Модераторы площадки: Антропов Александр Петрович, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», кандидат пед. наук, доцент и Иванова Татьяна Семеновна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», канд. пед. наук, доцент.

Открытая дискуссия «Высшее образование: вопросы инклюзивной молодежной политики» – в ходе дискуссии участники обсудили пути и факторы активизации позиции вузов как субъектов инклюзивной молодежной политики.

Модераторами площадки выступили: Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» и Кудрявцев Владимир Александрович, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».


Второй день форума был посвящен практикам вузовских психолого-педагогических исследований и презентации сборника лучших инклюзивных практик-победителей 2023 и 2024 гг. Международного (Всероссийского) конкурса практик инклюзивного высшего образования.

Модератором и спикером Презентационной сессии выступила Толстикова Светлана Николаевна, зам. директора РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор Ассоциации инклюзивных вузов, доктор псих. наук, доцент.

Новиков Игорь, сооснователь Everland, директор АНО «Пространство равных возможностей», член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека выступил с докладом «Индивидуальная трудовая и предпринимательская занятость молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы развития в свете новых вызовов».

Спикерами сессии стали также:

  • Симакова Оксана Сергеевна, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»;
  • Казакова Лариса Александровна, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»;
  • Тяпко Татьяна Викторовна, студент ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет»;
  • Назарова Екатерина Николаевна, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»;
  • Фисенко Алексей Андреевич, руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет».


Модератором Фестиваля инклюзивных практик стала Васина Людмила Григорьевна, ведущий специалист РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

На Фестивале были представлены практики-победители Международного конкурса практик инклюзивного высшего образования. Участники познакомились и обсудили конкурсные работы:

  • Цифровые технологии как инструмент формирования и развития инклюзивной культуры учителя – Хакимова Гульнара Ахметхабибовна, заведующий научно-исследовательской лаборатории «Лаборатории комплексных исследований», канд. пед. наук, доцент кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»;
  • Мобильная дефектологическая служба студентов-дефектологов – Лапп Елена Александровна, заведующий кафедрой дошкольного, начального и специального образования ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, доцент;
  • Спартакиада для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Спорт – здоровье, Спорт – игра» – Дзюба Виктория Валерьевна, специалист по учебно-методической работе Сектора инклюзивного образования/Сектора сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РУМЦ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»;
  • Проект «Больше, чем сказка» – Алешина Ксения Вячеславовна, студентка ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».

Иванова Татьяна Семеновна, директор РУМЦ МГППУ и Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ Мининского педагогического университета выступили с презентацией «Сборника лучших инклюзивных практик-победителей 2023 и 2024 гг. Международного (Всероссийского) конкурса практик инклюзивного высшего образования».


По итогам организаторов Форума отмечается, что в его работе приняло участие в онлайн-формате более 150 человек из 88 организаций высшего педагогического образования (23 вуза-партнера РУМЦ МГППУ), из них 30 человек приняли участие в очном формате на площадках Форума.


Официальные аккаунты МГППУ в социальных сетях:

Источник: Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)