МГППУ, ВШЭ и РАНХиГС провели международный научный семинар 8 июля
Новость
8 июля состоялся 5-й международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов: ФГБОУ ВО МГППУ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ.
Тема вебинара "Технологии высшего образования, основанные на искусственном интеллекте: отношение, позиции, мнения университетского сообщества России".
По теме вебинара были представлены предварительные результаты пилотного исследования, проведенного группой сотрудников кафедры управления образованием и кадрового менеджмента института экономики и управления Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в составе – С.Ю. Трапицына, д.пед.н., профессора, заведующего кафедрой, М.В. Жаровой, к.ф.-м.н., доцента кафедры и В.В. Тимченко, к.пед.н., доцента кафедры.
Коллеги представили обзор технологий, методов и приложений с элементами искусственного интеллекта (ИИ), применяемых в высшем образовании (ВО) в настоящее время, а также результаты проведенного опроса представителей российских вузов о перспективах применения технологий искусственного интеллекта.
В обзор были включены такие области применения ИИ как оценка текстов и речи, интерактивные системы обучения без преподавателя, интеллектуальные помощники преподавателя, методиста, менеджера, интеллектуальные помощники студента в учебе, в студенческой жизни и в выборе карьеры, системы адаптивного обучения с выбором индивидуальной траектории обучения, интеллектуальные системы сбора эмпирических данных на практических занятиях и в научных исследованиях, интеллектуальные тренажеры, симуляторы и фантомы, эмуляторы среды, в том числе виртуальной, дополненной и смешанной реальности, методы интеллектуального подбора персонала и помощи в трудоустройстве.
Результаты представленного исследования показали, что существуют различия в уровне готовности вузов и их сотрудников к внедрению технологий ИИ. Так, вузы технической направленности, в отличие от гуманитарных, в силу своей специфики активнее внедряют ИИ в свои процессы, в них уже накоплен опыт такого внедрения, они намерены в короткие сроки (до 2025 года) перейти к использованию ИИ повсеместно.
Наблюдается различие в темпах внедрения технологий ИИ в зависимости от конкурентной позиции и степени успешности вузов. «Лидеры» и «догоняющие» в гораздо большей степени, чем «отстающие» вузы готовы к современным вызовам, проявляют активность при внедрении технологий ИИ, дают оптимистический прогноз перспектив их развития.
На активность и масштаб внедрения ИИ в вузах влияет наличие критической массы сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями. Также важной составляющей становится ресурсное обеспечение вузов и их финансовые возможности по приобретению современных технологических платформ.
Спикеры обратили внимание на большое прикладное значение фундаментальных научных исследований ИИ и широкие перспективы исследований, проводимых на стыке научных областей – педагогики, психологии, математики, социологии, экономики, а также возможности для инновационных студенческих проектов и стартапов.
Анализируя доклад, дискуссант В.О. Ковалев, руководитель дирекции по управлению и анализу данных Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, директор Центра образовательных технологий АО «Российская венчурная компания», отметил, что опасения, будто ИИ может заменить человека, связаны с понятием «сильного ИИ», создание которого пока очень отдаленная перспектива, а вот достижения «слабого ИИ», напротив, используются очень широко.
При этом очень важна проблема этики ИИ, но об этом пока мало думают: если мы доверим обучение детей исключительно искусственному интеллекту, не приведет ли это к потере человеческой жизни? С другой стороны, - разве у всех людей есть этика и мораль?
Более пессимистичная оценка преподавателями старшего поколения перспектив применения ИИ в вузе, возможно, отражает их недостаточное понимание, что в действительности мы используем ИИ каждый день.
Дискуссант также отметил, что существуют адаптивные системы ИИ, позволяющие оценивать эмоциональное и физическое состояние школьника по тому, как он решает задачу, и учитывать его при подборе следующей задачи.
Очень важный аспект введения ИИ в образовательный процесс связан с теми страхами, которые испытывают люди: заменит ли робот учителя, будут ли роботы нами командовать? Об этом было бы интересно спросить респондентов при продолжении исследований.
Представленная докладчиками тема вызвала значительный интерес и живой отклик у слушателей, которые задали целый ряд вопросов.
Соруководитель вебинара О.А. Фиофанова отметила, что существует 2 подхода к оценке перспектив применения ИИ в ВО – институциональный, которого придерживались спикеры, и собственно образовательный, связанный с платформенной экономикой, развитием образования в новых форматах и планами создания в 2022 году Государственной информационной системы (ГИС ЦОС) как инструмента обеспечения реализации сетевой формы высшего образования. ГИС ЦОС могла бы служить также инструментом поиска консенсуса между обоими подходами.
Соруководитель семинара М.Г. Сорокова подчеркнула значительный вклад современных статистических пакетов для анализа больших массивов данных эмпирических исследований и реализации современных методов многомерной статистики. Она кратко рассказала о результатах исследований по проекту «Цифровые технологии в высшем образовании: разработка технологии индивидуализации обучения средствами электронных учебных курсов» (2019-2021), выполненному в МГППУ, и отметила, что они не подтверждают связи применения цифровых технологий с возрастом респондентов ни для преподавателей, ни для студентов.
М.Г. Сорокова пригласила к участию во 2-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании», которая пройдет в МГППУ 11-12 ноября в онлайн-формате.
Участвуя в дискуссии, академик РАО, профессор Н.Н. Нечаев рассказал, что еще в 1985 году была предложена концепция компьютеризации высшего образования. В настоящее время в эпоху цифровизации речь идет уже о программных продуктах, следовательно, необходимо ясное понимание целей их разработки. ИИ безусловно необходим для расчетов.
Н.Н. Нечаев также отметил, что у многих педагогов нет ясного понимания, в чем специфика ВО. ВО – это передний край культуры, шаг в неизведанное, и чем больше мы алгоритмизируем уже известное, тем лучше. В этом смысле ИИ обязан быть в вузах не только в системе управления, но и как помощник студента. Сейчас, как и в середине 1980-х, актуальна проблема создания психолого-педагогических основ применения ИИ в вузах. Содержание образования – это процесс вхождения в культуру.
Запись семинара доступна на YouTube-канале МГППУ
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 9 сентября 2021 года.