Александра Михайловна Данилова

доцент кафедры специального (дефектологического) образования
ученая степень: кандидат педагогических наук
уровень образования: высшее
наименование направления подготовки и (или) специальности: «Олигофренопедагогика»
квалификация: Олигофренопедагог. Учитель-логопед
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
- 2021 - МПГУ совместно с ЯрГПУ и НГПУ, программа повышения квалификации «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», 72 часа
- 2019 – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по программе «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» (2019).
- 2019 – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по программе «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы».
- 2019 – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по программе «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса».
- 2018 – ГАОУ ВО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», повышение квалификации по программе «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом».
- 2017 – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по программе «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог».
- 2017 – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по программе «Инклюзивное образование детей с ОВЗ».
- 2015 – Профессиональная переподготовка: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», программа «Преподаватель высшей школы».
- 2015 – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)».
Общий стаж работы: с 1992 года
Стаж работы по специальности: 18 лет
Сфера научных интересов: Обучение, воспитание и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Читаемые дисциплины:
- Методологические основы теории и практики коррекционно-развивающего обучения и воспитания
- Педагогические основы профессиональной деятельности
- Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Практикум: Общее и профессиональное обучение лиц с расстройствами аутистического спектра
- Практикум: Проектная деятельность в специальном образовании
- Практикум: Профориентация лиц с расстройствами аутистического спектра
- Практикум: Технологии формирования изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
- Практикум: Управление программами и проектами в образовании
- Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к коррекции дискалькулии
- Социализация и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Специальная педагогика
- Теоретико-методологические и исторические аспекты специальной педагогики и психологии
- Технологии коррекции специфических нарушений счета у детей с трудностями в обучении
- Технологии обучения математике
- Технологии проектирования и условия реализации адаптированных основных образовательных программ
Основные публикации:
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Особенности знаний и представлений о родном городе современных старшеклассников с умственной отсталостью // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 282–285.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Технологическая карта как основа проектирования современного урока биологии для обучающихся с умственной отсталостью // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 33–36.
- Тишина Л.А., Данилова А.М,, Подвальная Е.В. Стартовые возможности обучающихся с расстройствами аутистического спектра в овладении элементарными представлениями начального курса математики // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 12 (часть 2). – С. 388–396.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В., Шишкова М.И. Междисциплинарный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 187–195.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В., Цуканова А.С. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе обучения рисованию // Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей: Сб. материалов IV Международной научной конференции, 2022 г. / Под общ. ред. Т.Г. Визель. М.: Московский институт психоанализа, 2022. – С.414–420.
- Данилова А.М. Лебедева, Подвальная Е.В. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. – 2021. – № 2. – С. 175–192.
- Артемова Е.Э., Данилова А.М, Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. – 2021. – Том 26. – № 4. – С.54–68.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Портфолио как современный инструмент классного руководителя в оценке индивидуальных достижений обучающихся с умственной отсталостью // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм, Москва, 21–22 октября 2021 года. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 346–350.
- Данилова А.М., Шишкова М.И. Возможности интегрирования различных дисциплин в процессе обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 87–95.
- Данилова А.М., Тишина Л.А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 194–200.
- Данилова А.М., Никонова А.В. К вопросу о развитии аффективной регуляции у детей с расстройствами аутистического спектра // Инклюзивное образование: теория и практика. – Орехово-Зуево, 2020. – С. 356–359.
- Данилова А.М., Чичикина М.А. Изучение представлений об окружающем социальном мире у детей с расстройствами аутистического спектра // Инклюзивное образование: теория и практика. – Орехово-Зуево, 2020. – С. 222–227.
- Артемова Е.Э., Данилова А.М., Тишина Л.А., Шишкова М.И. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11. – С. 212–219.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В., Камелева Н.О. Современные подходы к профориентационной работе с обучающимися с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2019. — № 7. – С. 40–47.
- Данилова А.М. Особенности раннего профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями слуха / А.М. Данилова, Е.В. Подвальная // В сб. материалов Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», 19–21 апреля 2018 г. – М.: МПГУ, 2018. – С. 227–233.
- Данилова А.М. Примерное содержание учебной дисциплины «Специальная педагогика» для студентов спортивных направлений подготовки / А.М. Данилова, И.В. Евтушенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3–1. – С. 10–18.
- Данилова А.М. Опыт реализации программ дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната / А.М. Данилова, Е.В. Подвальная // Коррекционно-педагогическое образование. – 2017. – Т.9. – № 1. – С. 40–45.
- Данилова А.М. Психолого-педагогические условия повышения эффективности дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А.М. Данилова, Е.В. Подвальная // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 2017 г. / Под ред. Е.Г. Речицкой: Московский государственный педагогический университет [Электронное издание]. – М.: МПГУ, 2017. – С. 154–157.
- Данилова А.М. Дополнительное образование обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната / А.М. Данилова, Е.В. Подвальная // Дефектология как базис инклюзии: материалы международной научно-практической конференции 14–15 сентября 2016 г. – СПб.: Смольный институт РАО, 2016. – Т. 1. С. 81–85.
- К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н.Ю. Борякова, А.М. Данилова, И.В. Евтушенко и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10–2. – С. 175–177.
- Данилова А.М. Специфика краеведческой работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.М. Данилова, // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2014. – С.45–57.
- Данилова А.М. Использование краеведческого материала в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.М. Данилова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3 (26). – С. 8–12.
- Данилова А.М. Коррекционная направленность уроков краеведческого характера в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.М. Данилова //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 11. – С.12–26.
- Данилова А.М. Выпускные квалификационные работы: Метод. пособие для студ. дефектологических ф-тов. / А.М. Данилова, Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 47 с.
Сведения о публикационной активности:
- Профиль автора в РИНЦ
- индекс Хирша - 6
E-mail: | am-danilova@yandex.ru |