Вся психология в одном университете

"Физик обвинил меня в домогательствах": шесть историй про обиды на учителей

СМИ о нас

2022-10-18 «Физик обвинил меня в домогательствах»: шесть историй про обиды на учителей

ФОТО: Даша Зайцева / Gazeta.ru

Читатели «Газеты.Ru» вспомнили, за что обижались на своих школьных педагогов

Школьные годы оставляют после себя не только приятные воспоминания о любимых учителях и друзьях, но и психотравмы. Взрослые россияне поделились с «Газетой.Ru» своими историями об обидах на педагогов, которые они не могут забыть до сих пор. А психолог, младший научный сотрудник ЦМИСД МГППУ Ольга Саломатова объяснила, почему учителя, порой сами того не осознавая, травмируют своих учеников.

Юлия из Смоленска, 35 лет: «Учительница усомнилась, что моя сестра-отличница мне родная»

Честно скажу, училась я не очень хорошо. Нет, я не была двоечницей, но получить четверку для меня – это уже большая удача.
А моя старшая сестра была очень умной, ее всегда хвалили учителя и родители. Я привыкла к тому, что меня с ней сравнивают. Но однажды новенькая учительница по английскому сильно перегнула палку – она подловила меня в школьном коридоре и пригласила в сторонку:
«Юля, скажи, пожалуйста, а твоя старшая сестра Оля тебе родная? Или может быть, у вас разные папы?»
Когда я ответила, что мы родные сестры, и у нас одна мама и один папа, училка съязвила: «Надо же, какие разные дети бывают от одних родителей! Оля лучшая в классе, а ты не можешь выучить наизусть короткий текст».
Мне это, конечно, не понравилось, но я пропустила мимо ушей. А вот учительнице показалось, что она обошлась со мной слишком резко, поэтому на уроке попыталась исправить ситуацию. Слово «исправить» беру в кавычки.
Когда я не смогла правильно ответить на вопрос, наша англичанка подошла ко мне и сказала прямо при всех: «Юля, ну не переживай, что у тебя не получается с учебой. Ты, наверное, думаешь, что женщине не нужна профессия. Но зато ты станешь хорошей женой и мамой».
Ребята заржали. И вот здесь мне стало так обидно…
Я поступила в институт и часто вспоминала эти слова. Они мне причиняли боль. Образование я получила, причем была далеко не самой плохой студенткой.
Но… Может, педагог и была права? Работала я по профессии лишь несколько лет. А потом ушла сначала в один декрет, потом во второй. Старший ребенок учится во втором классе, а я пока и не хочу выходить на работу. И признаться – боюсь.

Комментирует Ольга Саломатова:

Общение учителя и ученика – важный элемент образовательного процесса. И от того, какие отношения складываются между ними, во многом зависит успех в вопросах обучения и воспитания.

Умение выстраивать доверительные отношения с учениками, не нарушая их личностные границы и не давая им нарушить свои, – это очень сложная задача не только для молодого учителя, но и для преподавателя с большим педагогическим стажем.

Кстати, именно о неправильном выстраивании границ идет речь в пятой истории, когда молодой учитель неправильно понял интерес девушки и расценил его как интерес к нему как к мужчине.

К сожалению, тому, как правильно выстраивать межличностные отношения с учениками, не учат в педагогических вузах. В 80–90-е годы, когда, по всей видимости, получали образование учителя героев приведенных историй, программа педагогического вуза в основном строилась на изучении специальных дисциплин и методики преподавания конкретного предмета.

Читать публикацию полностью на сайте «GAZETA.RU»

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Центр междисциплинарных исследований современного детства