Вся психология в одном университете

По мнению экспертов, дошкольникам вредна не столько плюшевая игрушка Хагги Вагги, сколько ролики в интернете

СМИ о нас

2023-01-26 По мнению экспертов, дошкольникам вредна не столько плюшевая игрушка Хагги Вагги, сколько ролики в интернете

ФОТО: Людмила Полонская / Ug.ru

Специалисты Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ провели по заказу Роскачества исследование влияния игрушек Хагги Вагги на детскую игру. Выяснилось, что дело не столько в самом плюшевом монстре, сколько в его цифровом оригинале.

В исследовании, проведенном в конце 2022 года, участвовало 265 воспитателей детских садов, 1872 родителя и 79 детей до 10 лет. Результаты получились неожиданными. Отвечая на вопрос: «Кто такой Хагги Вагги?», большинство воспитателей (61,5%) дали ему негативную оценку (страшила, монстр, игрушка-монстр и др.). Также 67,5% родителей считают Хагги Вагги устрашающим, чуть меньше половины родителей (46,2%) оценивают ее отрицательно. Нейтральную оценку дают 32,2% опрошенных. Пользу для детей в этой игрушке видят всего 4,9% родителей.

Больше половины детей (57%) среди других игрушек имеют это странное существо с зубастой улыбкой. Как правило, играя  с Хагги Вагги  (67,7%) дети разыгрывают бытовые сюжеты игры без каких-либо признаков агрессии (например, «в дочки-матери», «в школу» и др.) или включают ее в подвижные игры (прятки, догонялки и др.). Часто игрушка выполняет роль «обнимашки» – ее просто вешают на шею и гладят, а иногда просто сажают в комнате на кровать, как подушку.

– По данным исследования, мы не увидели, чтобы сама по себе игрушка наносила какой-либо вред развитию детей, – говорит кандидат психологических наук, доцент факультета психология образования, старший научный сотрудник ЦМИСД МГППУ Екатерина Клопотова. –  а вот информационный контент, связанный с игрушкой, действительно несет негативные последствия для развития ребенка. Хагги Вагги – это персонаж популярной компьютерной игры. Мы проследили четкую закономерность: уровень агрессивности и тревожности при взаимодействии с игрушкой повышается у тех детей, которые знакомы с ее содержанием. Однако многие из них никогда не играли в эту компьютерную игру, а о ее сюжете и героях узнали из видеоролика в соцсетях. Когда мы задаем вопрос родителям – а что такого ужасного ребенок делает с этой игрушкой, оказывается, что ничего страшного не происходит. Они играют с Хагги Вагги так же, как, например, с плюшевым мишкой.

Однако если родители разрешают дошкольникам смотреть цифровой контент, где сюжеты достаточно агрессивные, то в итоге те могут испытывать страх и тревогу. Ведь игра не ориентирована на дошкольный возраст.

Специалисты считают, что запрет любых игрушек непродуктивен, экспертиза должна быть рекомендательного характера. Даже такой монстр, как Хагги Вагги, если он не привязан к своему цифровому аналогу, – не столько персонаж для игры, сколько статусная игрушка, элемент детской субкультуры.  В подавляющем большинстве детских садов этой игрушки нет, поскольку воспитатели не одобряют ее появление. В то же время многие дети носят ее с собой и оставляют в шкафчике, находя некоторый компромисс между своими желаниями и правилами.

В принципе идеальный вариант экспертизы – это возрастная адресация. Она бы позволила обозначить возраст, в котором эта игрушка наиболее полезна для развития ребенка.

По словам руководителя ЦМИСД МГППУ Ольги Рубцовой, важно, чтобы игра ребенка-дошкольника не сводилась исключительно к взаимодействию со «страшными» игрушками. Постмодернистской культуре в целом свойственно обесценивание «страшного», его «приукрашивание». У детей, которые постоянно играют с «монстрами», может быть затруднено формирование правильных представлений о добре и зле, о красоте и безобразности. Арсенал игровых персонажей должен быть максимально разнообразен, чтобы ребенок имел возможность знакомиться с разными образами и проигрывать с ними различные сюжеты.

Читать публикацию на сайте «Учительской газеты»

Источник: Центр междисциплинарных исследований современного детства