Вся психология в одном университете

Смотрите видеозапись очередной встречи "Чаепитие у классиков", посвящённой понятию кризиса

Новость

Чаепитие

26 октября 2020 г. состоялась очередная встреча дискуссионного клуба «Чаепитие у классиков», организованная в рамках цикла «Система понятий культурно-исторической психологии и деятельностного подхода». Октябрьская встреча была посвящена понятию кризиса, о котором рассказала Катерина Николаевна Поливанова - доктор психологических наук, профессор Факультета психологии образования МГППУ, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики».

Катерина Николаевна отметила, что убедительные эмпирические данные, подтверждающие, что все дети переживают кризисы в определенные моменты развития, в психолого-педагогической науке, к сожалению, отсутствуют. Невероятно сложно – если в принципе возможно – эмпирически подтвердить наличие возрастных кризисов у современного ребенка. В то же время, как указывал сам Л.С. Выготский, если бы «кризисы не были обнаружены экспериментально, их следовало бы задать теоретически». По мнению Катерины Николаевны, кризисы психического развития представляют собой теоретический конструкт, имеющий большой исследовательский потенциал. Фактически, кризисы — это модель акта развития, поэтому изучать кризисы означает вскрывать присущие переходным формам свойства. Кризис — модель трансформации, когда ребенок переносит свое знание из in vitro в in vivo (дословно – «из пробирки в реальную жизнь»), в результате чего происходит изменение социальной ситуации развития ребенка.

В своем выступлении Катерина Николаевна указала на то, что представители культурно-исторической научной школы по-разному интерпретируют понятие кризиса. Так, например, А.Н. Леонтьев считал кризисные проявления неприемлемыми и недопустимыми в развитии ребенка, видел в них результат некорректного перехода на новую стадию развития, и указывал на необходимость их предотвращения путем своевременной смены места ребенка в системе общественных отношений.

За докладом Катерины Николаевны последовала открытая дискуссия, модератором которой выступила Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Участие в обсуждении приняли Н.Н. Нечаев (профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, член редколлегии журналов «Культурно-историческая психология», «Вопросы психологии», «Российский психологический журнал», член редколлегии журнала «Образование и наука», «Язык и культура», «Прикладная юридическая психология», член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии, исполнительный директор и вице-президент Российского психологического общества, академик РАО)  и Г.А. Цукерман (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», профессор, член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология»).

Видеозапись встречи

Источники: Центр междисциплинарных исследований современного детства, Чаепитие у классиков

Связанное событие: Дискуссионный клуб «Чаепитие у классиков»