Вся психология в одном университете

Чаепитие у классиков. "Драма развития"

Релиз

2020-09-30

28 сентября состоялась очередная встреча дискуссионного клуба «Чаепитие у классиков», организованная в онлайн-формате. Встреча стала первой в цикле «Система понятий культурно-исторической психологии и деятельностного подхода». Цикл направлен на переосмысление ключевых понятий теории Л.С. Выготского и его последователей, а также на обсуждение теоретических и методологических аспектов ее применения в современной науке и практике.

Первую встречу «Драма развития» – краеугольный камень теории Л.С. Выготского» провела Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент факультета «Психология образования», руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Вначале спикер кратко остановилась на значимых моментах биографии Л.С. Выготского – в частности, на его юношеском увлечении театром, в значительной степени благодаря которому Лев Семенович заинтересовался психологией. В своем выступлении Ольга Витальевна рассказала о подходе М.Г. Ярошевского, полагавшего, что Л.С. Выготский поставил перед собой задачу «создать психологию в терминах драмы». В ходе доклада были рассмотрены такие понятия как «высшая психическая функция», «развитие», «драма» и «категория». Спикер подробно остановилась на проблеме «расшифровки» основного генетического закона развития, сформулированного Л.С. Выготским, отметив, что интерпретация развития как процесса, состоящего из серии «драматических событий» («категорий», или «коллизий») сделало возможным управление самим процессом развития через формирование определенных условий для такого рода «столкновений».

Во время дискуссии была затронута тема сходств и различий между теорией Л.С. Выготского и драматургическим подходом Я. Морено, а также научной школой бихевиоризма и психоанализом З. Фрейда. Участники встречи также задавали вопросы, связанные с перспективами использования идей Выготского в конкретной практической работе.

Материалы по теме:

  1. Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского – трудная работа понимания. (Заметки читателя) // http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/503/509 (дата обращения 30.09.2020).
  2. Завершнева Е.Ю. К публикации заметок Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 15–24.
  3. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М.: Институт социологии образования РАО, 2015. 568 с.
  4. Рубцова О.В., Дэниелс Г. Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 189–207. Doi:10.17759/chp.2016120310.
  5. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. 300 с.

Видеозапись встречи.

Источник: Центр междисциплинарных исследований современного детства