Нейросетевую модель психодиагностики по тесту «Рисунок человека» обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ
Релиз

5 июня состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
С докладом «Нейросетевая модель психодиагностики индивидуально-личностных особенностей детей и подростков с помощью теста "Рисунок человека"» выступили:
- Андрей Сергеевич Алексейчук, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Цифровое образование», МГППУ
- Мария Вячеславовна Булыгина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Детская и семейная психотерапия» факультета «Консультативная и клиническая психология», МГППУ
М.В. Булыгина в своем докладе представила обзор проективных методик диагностики личности и подробно рассказала о методике «Нарисуй человека». Были описаны варианты этой методики для исследования когнитивного развития, для оценки эмоционально-личностных и поведенческих особенностей на основе одного признака или сочетаний признаков, отнесенных к определенной категории, а также был представлен типологический подход к анализу эмоционально-личностных и поведенческих проблем на основе передачи общих характеристик рисунка человеческой фигуры в соответствии с преобладающей темой. Выступление продолжил А. С. Алексейчук с докладом о разработке нейросетевого программного комплекса для интерпретации результатов теста «Рисунок человека» в формате мобильного приложения. Были представлены текущие результаты разработки программного комплекса, включая нейросетевые модели локализации деталей и выявления признаков на анализируемых рисунках, сбор и разметку обучающей выборки, внедрение нового аппаратного обеспечения и «озера данных» для систематизации хранения данных.
Семинар продолжился дискуссией, где дискуссанты отметили перспективность проводимых исследований, в том числе для автоматизации интерпретации результатов и других проективных методик, помимо методики «Рисунок человека».
Дискуссант Владимир Анатольевич Судаков, д. т. н., ведущий научный сотрудник Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, в своем выступлении отметил перспективность внедрения методов ИИ в сфере психодиагностики, заключающуюся в том, что, несмотря на подверженность ошибкам, алгоритмы ИИ способны обрабатывать гораздо большие объёмы информации, чем реальные эксперты, за счет чего достигается выгода от их внедрения. Было отмечено одно из перспективных направлений научных исследований, связанное с поиском аномалий и особенных случаев среди диагностируемых при помощи самообучающихся алгоритмов машинного обучения.
Дискуссант Екатерина Евгеньевна Клопотова, к. психол. н., доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства (МГППУ), подчеркнула, что создаваемый программный комплекс является полезным инструментом для помощи психологам, но не заменяющим их. При использовании автоматического инструмента, с одной стороны, теряется часть информации – например, описание поведения испытуемого во время рисования, но, с другой стороны, появляется возможность опереться на коллегиальное мнение экспертов, использованное при разработке программной системы. Дискуссант также обратила внимание на необходимость соблюдения баланса между автоматической интерпретацией результатов теста и решением специалиста-психолога, использующего этот инструмент.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 18 сентября 2025 года.