В беседке журнала «Современная зарубежная психология» обсудили проблемы доказательного подхода в сфере психологических практик
Релиз
30 мая в рамках цикла мероприятий «Беседка журнала» состоялся вебинар, посвященный доказательному подходу в сфере психологии. Данная тема была раскрыта в четвертом номере журнала «Современная зарубежная психология» за 2022 год.
Целью выпуска стал анализ использования доказательного подхода в зарубежных исследованиях по актуальным направлениям психологии в сравнении с российской действительностью.
Доказательный подход как особая парадигма взаимодействия науки и практики определяет характерные черты современного этапа развития психологических и социальных практик. В рамках этого подхода складывается доказательная практика, которую отличает эмпирически подтвержденная эффективность.
Доказательная практика представляет собой процесс, в ходе которого специалисты ведут поиск эмпирически обоснованных методов, критически оценивают проводимые научным сообществом исследования.
Ранее доказательный подход применялся в основном в медицине. В настоящее время наблюдается активизация доказательного подхода в сфере социальных наук, в том числе психологических и педагогических.
В начале вебинара тематический редактор номера Чиркина Римма Вячеславовна (кандидат психологических наук, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии, МГППУ, Москва) рассказала кратко о статьях, вошедших в номер. Далее в выступлениях авторов номера были раскрыты следующие вопросы.
Как доказать эффективность Sandplay терапии?
Розенова Марина Ивановна (доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», МГППУ, Москва) и Огнев Александр Сергеевич (доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Гуманитарного института, АНО Рос НОУ; главный научный сотрудник, Финуниверситет, Москва) целью своего исследования поставили определение системы оценки эффективности Sandplay терапии. Удалось выявить критерии оценки эффективности на трех уровнях: содержательном, процессуальном и межличностно-коммуникативном. Растущая популярность песочной терапии объясняется тем, что она доступна современным людям со сформировавшимся клиповым мышлением (позволяет использовать такую особенность психики во благо), а также возможностью ее применения при наличии культурных барьеров. То, как человек работает с песочными композициями в рамках терапевтического занятия, можно анализировать при помощи айтрекера – технологии, фиксирующей перемещение взгляда по песочнице. Также применяют систему кардиометрии, чтобы определить улучшение состояния человека.
Дети в ситуации общения с незнакомым взрослым. Как обучить, но не запугать, не лишить доверия к миру? Практики обучения детей безопасному поведению с доказанной эффективностью.
Иванова Елена Анатольевна (магистрант кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, МГППУ, директор Благотворительного фонда в поддержку материнства «Быть мамой», Москва) и Шпагина Елена Михайловна (кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, МГППУ, Москва) представили свое исследование, посвященное проблемам обучения детей безопасности жизнедеятельности. Целью стал поиск методологической основы для программ обучения действиям в случае угрозы от незнакомого взрослого. На что опираться при создании программ, чтобы была возможность подтвердить эффективность в рамках доказательного подхода? Как сохранить диалог взрослый-ребенок и не развить страх перед окружающим миром? Е.А. Иванова, имея опыт проектирования подобной обучающей программы «Круг безопасности», постаралась ответить на эти вопросы. В ходе исследования был выявлен ряд критериев эффективности программы.
Как диагностировать и корректировать речевое развитие у детей с РАС?
Шведовский Евгений Феликсович (методист информационно-методического отдела Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО МГППУ; научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития; младший научный сотрудник лаборатории медицинской психологии, ФГБНУ НЦПЗ, Москва) представил свое исследование диагностики речевого развития. Были выявлены уровни организации речи: фонетико-фонологический (насколько развита у ребенка способность выделить отдельный языковой элемент при восприятии речи на слух), морфосинтаксический (понимание слов внутри предложений), семантический (понимание смысла высказывания) и прагматический (использование и понимание речи вообще, как целого, в соответствии с контекстом высказывания).
Как эффективно привлекать к помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, их друзей, родственников и различных специалистов? Прийти к общему согласию в вопросах разработки плана выхода семьи из кризисной ситуации.
Арчакова Татьяна Олеговна (психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Москва) представила статью о результативности практик совместного принятия решений в социальной работе с семьей. Для работы с сетью социальных контактов семьи используется метод семейных групповых конференций. Для оценки эффективности можно применить качественные (пришли / не пришли к согласию) и количественные методики. К количественным можно отнести дискретный анализ времени выживания на больших когортах. В конце доклада Татьяна Олеговна продемонстрировала инфографику, не вошедшую в статью. Дерево результатов практики «Сеть социальных контактов: активизация поддержки кризисных кровных семей методом сетевой терапии».
В заключение главный редактор журнала «Современная зарубежная психология» Ермолова Татьяна Викторовна озвучила, в чем на ее взгляд, заключается основная проблема доказательности в психологии. Существует ли универсальный критерий оценки доказательности для различных научных подходов в психологии? Например, в ведущих психологических журналах была проведена попытка воспроизвести описанные ранее научные исследования. Проверку прошли только 10% работ, хотя проверяемые исследования были проведены по определенным стандартам. В этом направлении психология должна развиваться путем построения универсальной модели, применимой к различным психологическим подходам.
Подробнее (видеозапись семинара на YouTube-канале Psyjournals)
Материалы по теме мероприятия:
- Современная зарубежная психология https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n4 [Электронный ресурс] / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 11. № 4. М.: МГППУ, 2022. 149 с.
- Методы оценки эффективности Sandplay-терапии для взрослых [Электронный ресурс] / М.И. Розенова, А.С. Огнев, Э.В. Лихачева, В.И. Екимова // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 61–72. DOI: 10.17759/jmfp.2022110406.
- Иванова Е.А., Шпагина Е.М. Международный опыт разработки программ обучения детей действиям в ситуации общения с незнакомым взрослым [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 20–29. DOI: 10.17759/jmfp.2022110402.
- Методы и подходы к оценке различных уровней организации речи в современных зарубежных исследованиях на примере расстройств аутистического спектра [Электронный ресурс] / У.А. Мамохина, Д.С. Переверзева, К.Р. Салимова, Е.Ф. Шведовский, Д.В. Давыдов, Е.Ю. Давыдова // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 90–104. DOI: 10.17759/jmfp.2022110408.
- Арчакова Т.О. Исследования результативности практик совместного принятия решений в социальной работе с семьей: методологические вопросы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 30–40. DOI: 10.17759/jmfp.2022110403.