Обучающее мероприятие по практике «Основные линии развития познавательных способностей в дошкольном детстве»
Новость
22 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «Основные линии развития познавательных способностей в дошкольном детстве» цикла «Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте» (руководитель – Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная психология и педагогика» факультета «Психология образования» МГППУ) в рамках первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».
Ведущий обучающего мероприятия – Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная психология и педагогика» факультета «Психология образования» МГППУ
В ходе обучающего мероприятия были раскрыты основные линии развития способностей, овладение человеком образными средствами. Одни из первых средств, осваиваемых человеком - сенсорные эталоны (выработанные в процессе исторического развития человечества и усваиваемые в онтогенезе образцы чувственных качеств предметов, опосредствующих восприятие ребенка). Выделены три вида ориентировочных действий, обеспечивающих успешное применение сенсорных эталонов в различных условиях: действия идентификации, действия отнесения к эталону и действия «перцептивного моделирования».
«В нашей культуре и обществе есть несколько систем сенсорных эталонов: для цвета, формы и величины. Это те внешние качества, которые мы воспринимаем, когда смотрим на окружающие нас предметы. Все другие качества предметов (чувственные), которые мы можем воспринимать и получать информацию об этих качествах, не настолько важны для ориентировки человека в окружающем мире. Поэтому культурные системы сенсорных эталонов человек не осваивает. Исключение – люди, которые так или иначе связаны по профессиональной деятельности с другими качествами предметов (например, дегустаторы)».
Далее было представлено наглядное пространственное моделирование – построение и использование пространственных моделей, отображающих в более или менее обобщенной форме отношения между предметами и явлениями действительности. Ирина Анатольевна отметила, что материальные модели (предметные или графические изображения) передают пространственные отношения заместителей, которые отображают элементы отображаемого (реальных объектов, явлений или частей объекта). Определены линии овладения пространственным моделированием: расширение диапазона моделируемых отношений; увеличение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений; преобразование самих пространственных моделей, с которыми действуют дети; изменение характера действий детей при моделировании.
«Итог овладения формами опосредствования – формирование обобщенной способности к опосредствованному познанию, у детей возникает возможность сознательно принимать или находить самостоятельно новые формы опосредствования, необходимые для решения новых, не встречающихся ранее типов познавательных задач».
По завершении обучающего мероприятия Ирина Анатольевна отметила принципы обучения, которым следуют при работе по программам «Развитие» и «Одаренный ребенок».
В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.
Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.
Контакты:
- Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям (тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru)
- Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», (тел. +7 (909) 966-55-37, е-mail: leonovaoi@mgppu.ru)