Вся психология в одном университете

Преподаватели кафедры этнопсихологии проведут семинар в Московском Доме национальностей

Анонс

Преподаватели кафедры этнопсихологии проведут семинар в Московском Доме национальностей

6 сентября в 17:00 в зале № 4 ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1 (станция метро «Красные ворота») состоится семинар «Формирование гражданской идентичности как инструмент профилактики экстремизма» в рамках проекта «Ксенофобия и экстремизм: причины, противодействие и профилактика».

Спикеры семинара: 

  • Павлова Ольга Сергеевна, канд. пед. н., доцент; заведующая кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета; старший научный сотрудник Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан; член экспертного совета Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных учреждениях РФ
  • Ткаченко Наталья Владимировна, канд. псих. н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета; старший научный сотрудник Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. 

В первой части семинара, которую проведет, мы обсудим социально-психологические механизмы экстремизма, так как разработка мероприятий по профилактике экстремизма должна базироваться на знании о том, как человек примыкает к группам и организациям экстремистского толка, каковы психологические механизмы экстремизма и радикализации, а также понимании закономерностей̆ профилактики экстремизма. 

Как же связаны гражданская идентичность и профилактика экстремизма?

Современный мир характеризуется фрагментацией, когда традиционные основания для категоризации не срабатывают, а это порождает очень неприятное чувство неопределенности, которое человек стремится избежать или хотя бы снизить. Как следствие реакции на неопределенность у индивида возникает целый ряд вопросов: кто он такой, каково его место в этом мире, что нужно думать, чувствовать и как именно поступать в той или иной ситуации. Для того, чтобы избежать неопределенности, человек стремится к другим, которые помогут ему понять, что думать, как чувствовать и действовать, то есть ищет выход из неопределенности через социальную группу, социальную идентичность. 

Человек нуждается в устойчивом чувстве идентичности, ибо неопределенность идентичности затрудняет построение поведения в мире. Идентификация с группой имеет самые серьезные последствия для человека, а именно: он действует в соответствии с ценностями и нормами этой группы; члены группы оказывают влияние друг на друга; чем больше человек идентифицирует себя с группой, тем в большей степени он воспринимает себя, как похожего на других членов группы, в большей степени он переживает свою связь с другими членами группы. В социальной идентичности человек черпает смысл, цель и ценность своего существования. 

Мы поговорим о том, что такое социальная идентичность, как взаимодействуют между собой разные виды социальной идентичности, в частности этническая, региональная, религиозная, и какую роль в социально-психологическом поле может играть для человека гражданская идентичность. Мы узнаем, как реализация личности через гражданскую идентичность может работать на профилактику экстремизма. 

Во второй части семинара мы порассуждаем о том, какими средствами, социальными практиками может быть реализована профилактика экстремизма.

Рассуждая о том, как улучшить межгрупповые отношения, известный учёный Гордон Олпорт предложил идею гипотезы контакта, которая доказывает, что общение между членами разных групп улучшает межгрупповые отношения. Для того, чтобы оценить эффективность межгруппового контакта, необходимо учитывать ряд условий. Так, контакт должен быть позитивным, иными словами, у участников контакта должно быть хорошее впечатление друг о друге. Так же наличие общей цели, общего дела будет способствовать улучшению отношений. В идеале контакт должен быть «близким», участники общения должны хотеть доверять другу-другу. И конечно, контакт должен быть важным для всех участников взаимодействия. 

Мы проиллюстрируем условия эффективного контакта примерами из полевой экспедиционной практики студентов и школьников в разные регионы России и мира, опытом международной исследовательской школы, результатами многолетнего исследования опыта педагогов, обучающих детей разных национальностей в российских школах.

Эти и другие условия способствуют улучшению межгрупповых отношений, помогают развивать осознанность по отношению к собственной культурной идентичности и как следствие - способствуют профилактике экстремизма.

Для записи на семинар необходимо отправить своё ФИО по адресу nataliyaio@mdn.ru или позвонить по телефону: +7 (495) 625-79-55 (Наталья).

  • Адрес: ГБУ «Московский дом национальностей», улица Новая Басманная, дом 4, строение 1 (станция метро «Красные ворота»), зал №4.

Ссылка для входа через онлайн-платформу ZOOM размещена на сайте ГБУ «МДН» (www.mdn.ru) в разделе «Анонсы мероприятий».

Подключиться к конференции Zoom может любой желающий.

Идентификатор конференции: 644 392 3574

Код доступа: 98761

Хотите учиться на этнопсихолога? Для вас программы МГППУ:

Источники: Факультет "Социальная психология", Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Магистерская программа "Практическая этнопсихология", Магистерская программа "Психология Востока"