Вся психология в одном университете

Привет, коллеги: как нанимать сотрудника с аутизмом

СМИ о нас

Привет, коллеги: как нанимать сотрудника с аутизмом

Апрель — месяц распространения информации об аутизме. Разбираемся, какие у людей с РАС есть возможности трудоустроиться, и с чего начать работодателю, если он хочет нанять такого сотрудника

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушения развития, которые вызывают у человека проблемы с коммуникациями и социализацией. Людям с РАС сложно выражать эмоции и общаться с окружающими, часто они бывают замкнуты в себе, им тяжело даются изменения в жизни, для них очень важны ясность, упорядоченность и повторяемость действий. У каждого человека с аутизмом набор особенностей индивидуален, поэтому и возможности роста у всех разные — кто-то устраивается на работу в крупную IT-компанию, а кто-то не может научиться чистить зубы.

Светлана Тюшкевич, старший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ:

«За рубежом на свободный рынок труда выходит не более 14–15% молодых людей с аутизмом, столько же работают в обычных условиях, но требуют постоянной поддержки. Наибольший процент (41%) молодых людей работают в специальных мастерских и центрах занятости, иногда на условиях волонтерства. У 15% профессиональной активности практически нет. Спектр профессиональной направленности людей с аутизмом в США удивляет: они составляют 40% мусорщиков Нью-Йорка и 50% специалистов «Кремниевой долины».

Сотрудники Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС рассказывают, на что обратить внимание, чтобы дать ребенку или взрослому с аутизмом шанс на трудоустройство.

Евгения Хилькевич, кандидат политических наук, методист Федерального ресурсного центра:

«Некоторые люди с РАС не используют устную речь для общения, но могут пользоваться альтернативными средствами коммуникации, например, жестовым языком, письменной речью или специальными карточками. Очень важно, чтобы независимо от степени коммуникативных нарушений, у человека с РАС была возможность общаться, выражать свои потребности, чувства и мысли, а также понимать людей вокруг. Обучение доступным средствам коммуникации следует начать как можно раньше, иначе процесс развития значительно усложняется».

Эксперты обращают внимание на важность генерализации навыков человека с аутизмом. К примеру, ребенок, научившись решать задачи в одних условиях, со своим педагогом и на определенном уроке, с трудом справляется с теми же задачами в других условиях. Из-за этого возникают расхождения между уровнем интеллекта ребенка и возможностью осваивать новый материал. Именно поэтому специалисты центра рекомендуют тренировать новые навыки в разных условиях.

Ульяна Мамохина, младший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра:

«Человеку с РАС особенно необходимо развивать навыки адаптации. Это те, что мы используем каждый день: одеться, умыться, приготовить пищу, убраться дома, записаться к врачу, купить продукты. Например, умение пользоваться общественным транспортом воспринимается многими людьми как само собой разумеющееся. Но для человека с РАС — это целая история, которой необходимо обучаться. Если вы научите ребенка или взрослого с аутизмом пользоваться транспортом, вы расширите его территориальную свободу, сделаете значительный вклад в его будущее, подготовите к дальнейшему обучению в вузе и успешному трудоустройству».

Подробнее на РБК

Источник: Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра