Вебинары по типологии программ и практик
2-3 сентября на базе Московского государственного психолого-педагогического университета совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» состоялись два вебинара по теме: «Типология практик профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, и типология программ индивидуализации педагогической деятельности».
В работе вебинаров и онлайн-трансляции приняли участие более 200 представителей из более 60 регионов Российской Федерации, включая участников от органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьютеров, представителей региональных институтов развития образования.
2 сентября были представлены доклады:
Профилактические программы, направленные на работу с трудностями в обучении у обучающихся (презентация), Леонова Олеся Игоревна, ведущий аналитик МГППУ, исполнительный директор Федерации психологов образования России.
Подходы к формированию программ индивидуальной поддержки учащихся с риском школьной неуспешности (презентация), Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
Типы практик профилактики трудностей социальной адаптации и особенности их интервенций (презентация), Коновалов Иван Александрович, аналитик Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ.
Практики профилактики трудностей в обучении у детей-мигрантов (презентация), Хухлаев Олег Евгеньевич, заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ.
Профилактика и коррекция трудностей в обучении в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (презентация), Тишина Людмила Александровна, заведующая кафедрой специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.
3 сентября были представлены доклады:
О методике поддержки школ с низкими образовательными результатами (презентация), Станченко Сергей Владимирович, директор Федерального института оценки качества образования.
Комплексная модель диагностики, профилактики и коррекции трудностей в обучении (презентация), Марголис Аркадий Аронович, ректор МГППУ.
Индивидуализация педагогической деятельности в работе с детьми, находящимися на длительном лечении в стационаре (презентация), Шариков Сергей Витальевич, руководитель проектного офиса «УчимЗнаем».
От проблем к навыкам: российско-финская программа «Умелый класс» как модель профилактики психологических, социальных и учебных проблем начальной школы (презентация), Чиркина Римма Вячеславовна, заведующая кафедрой «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Индивидуальная психолого-педагогическая помощь обучающимся в преодолении учебных трудностей: рефлексивно-деятельностный подход (презентация), Зарецкий Виктор Кириллович, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ.
Вебинары были организованы и проведены в дистанционном формате на платформе Zoom с онлайн-трансляцией в YouTube. Видеозаписи онлайн-трансляций размещены по ссылкам:
Приглашаем школы для участия в обсуждении и апробации.
Практики и программы профилактики и коррекции трудностей в обучении, индивидуализации педагогической деятельности:
- Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся / Федеральный институт оценки качества образования.
- Цифровая платформа психолого-педагогических программ работы с трудностями в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий / коллектив авторов – лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде (2018–2019), ФГБОУ ВО МГППУ, Общественная организация «Федерация психологов образования России.
- Зарецкий В. Как учителю работать с неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода. М.: Чистые пруды, 2011. 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика»; вып. 33).
- Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2018.
- Российско-финская программа для начальной школы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» разрабатывается на кафедре юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ с участием д-ра Бена Фурмана (Helsinki Brief Therapy Institute, Финляндия).
- Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов / под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. М.: МГППУ, 2013. 273 с.
- Федеральный проект госпитальных школ России «УчимЗнаем».