Вся психология в одном университете

Вебинар «Опросник "Климат в классе" (Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г.), COPE-30 (Одинцова М.А., Радчикова Н.П.)»

Семинар

2024-02-05 Обсуждение эффективности опросников, разработанных специалистами МГППУ, – на вебинаре 15 февраля

Приглашаем на очередную сессию в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.

15 февраля с 16:00 до 17:40 состоится вебинар на тему «Опросник "Климат в классе" (Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г.), COPE-30 (Одинцова М.А., Радчикова Н.П.)».

Спикеры:

  • Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности Психологического института РАО, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ
  • Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, заведующая кафедрой «Цифровое образование», член Научно-экспертного совета МГППУ
  • Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения, профессор кафедры, факультет дистанционного обучения МГППУ
  • Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ

Дискуссанты:

  • Щебланова Елена Игоревна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией, лаборатория психологии одаренности, Психологический институт РАО
  • Козырева Нина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры образования и развития личности Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (Минск, Республика Беларусь)

Модератор вебинара:

  • Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, заведующая кафедрой «Цифровое образование», член Научно-экспертного совета МГППУ

Анонс вебинара:

Вебинар посвящен обсуждению сферы применения, возможностей и недостатков двух опросников:

  1. «Климат в классе» для изучения качества академических, управленческих, социальных и эмоциональных взаимодействий между одноклассниками и между учащимися и учителями (выборка 2543 обучающихся школ Центрального федерального округа)
  2. COPE-30 (краткая версия) для определения стратегий совладания как когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий, направленных на предотвращение угроз и снижение стресса (выборка 1395 человек в возрасте от 18 до 76 лет).

В структуру опросника «Климат в классе» вошли шесть шкал, выделенные методом факторного анализа: «Поддерживающий учитель», «Сотрудничество с одноклассниками», «Организация работы в классе», «Соперничество с одноклассниками», «Давление школьной среды» и «Вовлеченность одноклассников в учебу». Шкалы коррелируют между собой на среднем уровне, направления связей соответствуют ожидаемым. Подтверждена конвергентная валидность соответствующих шкал опросника «Климат в классе», коррелирующих со шкалами «Теста школьной тревожности Филлипса», методики самооценки Дембо-Рубинштейн, а также со средней успеваемостью за год. Все корреляции умеренные и слабые, но теоретически ожидаемые и объяснимые. Опросник может быть рекомендован школьным психологам для применения в практике психолого-педагогического сопровождения разных групп школьников в целях мониторинга и поддержки стратегий, направленных на создание благоприятных условий развития учащихся.

В структуру опросника СОРЕ-30 (краткая версия) вошли исходные 15 стратегий совладания: Позитивное переформулирование и личностный рост; Мысленный уход от проблемы; Концентрация на эмоциях и их активное выражение; Использование инструментальной социальной поддержки; Активное совладание; Отрицание; Обращение к религии; Юмор; Поведенческий уход от проблемы; Сдерживание; Использование эмоциональной социальной поддержки; Использование «успокоительных»; Принятие; Подавление конкурирующей деятельности; Планирование. Для выявления каждой из стратегий совладания используется всего два вопроса, что существенно сокращает время тестирования. Тем не менее, психометрические показатели говорят о хорошей внутренней согласованности шкал СОРЕ-30, а результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают соответствие 15-факторной модели СОРЕ-30 полученным данным на разных выборках и при разных инструкциях. Три фактора второго порядка коррелируют со всеми характеристиками трудной жизненной ситуации, самоактивацией и жизнестойкостью. Женщины чаще используют копинг-стратегии «Концентрация на эмоциях и их активное выражение», «Обращение к религии» и «Использование эмоциональной социальной поддержки», а мужчины – «Юмор», даже при контроле уровня трудности ситуации, что свидетельствует о внешней валидности опросника. В настоящее время ведется работа по адаптации краткой версии опросника для подросткового возраста.

Литература

  1. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» – стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Школьный климат» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 231–256. DOI: 10.17323/1813-8918-2023-2-231-256.
  2. Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Александрова Л.А. СОРЕ-30: психометрические свойства краткой версии русскоязычной методики оценки копинг-стратегий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 4. С. 247-275. DOI: 10.11621/vsp.2022.04.11.

Приглашаются: специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области анализа и управления образованием на основе данных.

Регистрация на вебинар
Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.

Мы ждем Вас, будет интересно!


Руководители семинара:

  • М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
  • Е.Ю. Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук

Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.

Зарубежные партнеры:

  • Н.В. Дроздова, кандидат психологических наук, доцент, директор Института психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка (Минск, РБ)

С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"