Вся психология в одном университете

Вебинар «Опросник стилей принятия решений (адаптации опросника «General decision making style» S.G. Scott & R.А. Bruce) для военнослужащих»

Семинар

2024-03-04 В семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ будет представлен опросник выявления доминирующего стиля принятия решения

Приглашаем на очередную сессию в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.

14 марта с 16:00 до 17:40 состоится вебинар на тему «Опросник стилей принятия решений (адаптации опросника «General decision making style» S.G. Scott & R.А. Bruce) для военнослужащих».

Спикер:

  • Морозов Александр Александрович, начальник цикла (профессор) кафедры идеологической работы и социальных наук, Военная Академия Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь

Дискуссанты:

  • Хриптович Виктория Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры управления и экономики высшей школы, Республиканский институт высшей школы, г. Минск, Республика Беларусь
  • Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, г. Москва, Российская Федерация

Модератор:

  • Марина Геннадьевна Сорокова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, заведующая кафедрой «Цифровое образование».

Анонс вебинара

На вебинаре будет представлена адаптация оригинального англоязычного опросника «General decision making style» S.G. Scott & R.А. Bruce («Общие стили принятия решений»). Он предназначен для изучения и определения одного (или нескольких) доминирующего стиля принятия решения: рационального, интуитивного, зависимого, избегающего или спонтанного. Может применяться и при проведении психологического консультирования по проблемам повышения эффективности управленческой деятельности, психологического сопровождения образовательного процесса в учреждениях образования, осуществляющих подготовку управленческих кадров. Опросник состоит из 25 пунктов (по 5 на каждый из изучаемых стилей), сформулированных в виде утверждений от первого лица (например, «Я обычно принимаю решения, которые кажутся мне верными»). Предусмотрена 5-балльная шкала ответа, где 1 – полностью не согласен, а 5 – полностью согласен. Заполнение опросника занимает от 5 до 15 минут. Существуют бланковый и компьютерный варианты опросника. Исследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Выявление стиля принятия решения осуществляется простым суммированием баллов по соответствующим шкалам опросника. Шкала с наибольшим количеством баллов отражает доминирующий стиль принятия решений.

Показатели опросника репрезентативны по отношению к содержанию диагностируемых стилей, что свидетельствует о его содержательной (внутренней, логической) валидности. Исследования показали, что опросник обладает конвергентной, дискриминантной и факторной валидностью, что в целом позволяет констатировать конструктную валидность. Диагностируемые стили являются относительно независимыми и в определенной степени полярными относительно друг друга (например, «рациональный – интуитивный»). Экспериментально установлена зависимость между структурными компонентами толерантности к неопределенности и стилями принятия решений, а также их место в структуре интеллектуально-личностного потенциала у разных категорий военнослужащих (курсанты, сержанты, младший и старший офицерский состав).

Литература

  1. Лобанов, А. П. Личностные качества и стилевые характеристики военнослужащих в зависимости от подхода к принятию решений / А. П. Лобанов, А. А. Морозов // Науч. тр. Респ. ин-та высш. шк. Ист. и психол.-пед. науки / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2017. – Вып. 17, ч. 3. – С. 221–229.
  2. Морозов, А. А. Общие стили принятия решений военнослужащих (адаптация опросника) / А. А. Морозов // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. – 2018. – № 3. – С. 95–106.
  3. Морозов, А. А. Толерантность в структуре интеллектуально-личностного потенциала военнослужащих / А. А. Морозов // Науч. тр. Респ. ин-та высш. шк. Ист. и психол.-пед. науки / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2019. – Вып. 19, ч. 3. – С. 229–236.
  4. Морозов, А. А. Стили принятия решений и толерантность к неопределенности у различных категорий военнослужащих / А. А. Морозов // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Вост.-Сиб. гос. ун-та технологий и упр., Улан-Удэ, 7–8 дек. 2017 г. / Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и упр. ; редкол.: Ю. Ю. Шурыгина (отв. ред.), Т. Б. Дэбэева. – Улан-Удэ, 2017. – С. 203–205.
  5. Морозов, А. А. Толерантность к неопределенности как предиктор принятия решений военнослужащими / А. А. Морозов // Психология образования будущего: от традиций к инновациям: материалы II Междунар. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Ярославль, 22 марта 2018 г. / Яросл. гос. пед. ун-т ; редкол.: Н. В. Нижегородцева (гл. ред.) [и др.]. – Ярославль, 2018. – Вып. 2. – С. 92–94.
  6. Морозов, А. А. Толерантность в структуре интеллектуально-личностного потенциала офицерского состава / А. А. Морозов // Когнитивные штудии: эмерджентность и сложность, когнитивные практики: материалы VIII Междунар. междисципл. конф., Минск, 16–18 мая 2019 г. / Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск, 2019. – С. 282–289.
  7. Морозов, А. А. Толерантность к неопределенности в контексте принятия управленческих решений: монография / А. А. Морозов – Минск: УО «Военная академия Республики Беларусь», 2024. – 249 с.

Приглашаются специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области анализа и управления образованием на основе данных.

Регистрация на вебинар
Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.

Мы ждем Вас, будет интересно!


Руководители семинара:

  • М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
  • Е.Ю. Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук

Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.

Зарубежные партнеры:

  • Дроздова Наталия Валерьевна, директор Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (БГПУ), Минск (РБ), доцент, кандидат психологических наук

С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"