Вся психология в одном университете

Статистические и графовые методы в анализе данных карьеры и образования представлены на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Релиз

Статистические и графовые методы в анализе данных карьеры и образования представлены на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

10 февраля состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Статистические и графовые методы в анализе данных карьеры и образования» выступил Вадим Олегович Ковалев, руководитель дирекции по управлению и анализу данных Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики.

В своем докладе автор представил некоторые методы анализа резюме и других структурированных и неструктурированных источников информации о карьере и образовании людей. На основе данных более 3,5 млн резюме было показано, как собранный массив анализируется с целью выявления типичных карьерных траекторий, нахождения причинно-следственных связей и поворотных ситуаций в образовании и карьере человека, построения управленческого инструмента для определения кадровой политики. На нескольких ярких примерах В.О. Ковалев показал, как в ходе анализа выявляется баланс спроса и предложения на рынке труда, их географические распределения и аномалии, проводится кластеризация на примере ИТ-компетенций. Был представлен обзор смежных инструментов, которые могут быть полезны другим исследователям. С помощью методов анализа неструктурированной информации, методов прикладной статистики и теории графов автором проведен анализ больших объемов текстов, выявлены закономерности и аномалии.

В своем выступлении дискуссант Иван Александрович Карлов, к.техн.н., заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, отметил ценность предложенного подхода не только для анализа существующей ситуации на рынке ИТ-специальностей, но и для ретроспективного анализа и сравнения с положением в этой области в предшествующей период и выявления тенденций ее развития. Он оценил подход как очень перспективный и для системы образования. Была отмечена сложность анализа неструктурированных текстов из-за различной трактовки ряда терминов, используемых а резюме претендентов. Интересным результатом также является возможность классификации резюме для разных ИТ-специальностей и уровней подготовки. 

Дискуссант Евгений Дмитриевич Патаракин, д.пед.н., доцент, профессор Института образования НИУ ВШЭ, поднял вопрос правомерности использования в отношении резюме термина «цифровой след», т.к. последний предполагает непреднамеренную фиксацию информации о пользователе в процессе его деятельности в цифровой среде. Он предложил продолжить исследование и посмотреть динамику возможного изменения стиля резюме, когда претенденты будут знать, как привлечь внимание работодателя. Была также подчеркнута важность представления работодателю реального цифрового следа, т.е. результаты работы претендента в конкретных ИТ-проектах. 

Дискуссант Дмитрий Владимирович Бубнов, генеральный директор ООО "ЭНБИСИС", г. Томск, имеющий 20-летний опыт работы в сфере ИТ-технологий и будучи директором ИТ-компании, подчеркнул, что в этой области ведущую роль играют уже не столько hard skills, сколько soft skills. Важно связать оба вида компетенций с теми ролями, который играл претендент в процессе предшествующей деятельности. Была также отмечена многомерность взаимосвязей между различными ИТ-компетенциями. Дискуссант предложил сделать объектом анализа не только резюме, но и вакансии, благодаря их большей формализации. Формируя запрос на вакансии, компания четко формулирует, чем будет заниматься сотрудник и какого рода компетенции ему нужны. 

Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара, спикеру было задано много вопросов.

Видеозапись вебинара.

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 17 марта.



Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"

Связанное событие: Вебинар "Статистические и графовые методы в анализе данных карьеры и образования"