Вся психология в одном университете

Горячая дискуссия на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ: эмоциональная креативность - светлая и темная стороны

Релиз

Эмоциональная креативность и ее светлая и темная стороны вызвали горячую дискуссию на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

13 апреля состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Эмоциональная креативность как психологический феномен» выступила Андреева Ирина Николаевна, д.психол.н., профессор кафедры технологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета.

В докладе Ирина Андреева рассказала о новом в психологии феномене – эмоциональной креативности, то есть способности к творческому преобразованию эмоций. Эмоциональная креативность обладает высокой прогностической ценностью в отношении просоциальных качеств личности, однако, как и эмоциональный интеллект, имеет свою «темную» сторону, связанную с асоциальными свойствами личности. В докладе были представлены результаты исследований как «светлой», так и «темной» стороны эмоциональной креативности. Ирина Николаевна рассказала о результатах исследования, в котором изучался характер взаимосвязи составляющих эмоциональной креативности с ценностями, а также с субклиническими свойствами личности. В результате была выявлена общая для мужчин и женщин взаимосвязь ценности достижения с аутентичностью, однако она характеризуется у мужчин и женщин противоположным знаком (у женщин – положительная, у мужчин отрицательная). Обнаружено, что у мужчин подготовленность образует отрицательные корреляции с психопатией и макиавеллизмом, а аутентичность – только с макиавеллизмом. У женщин выявлены умеренные отрицательные взаимосвязи аутентичности с макиавеллизмом и психопатией, а также слабая положительная корреляция новизны с нарциссизмом. У женщин обнаружено совместное отрицательное влияние аутентичности, макиавеллизма и психопатии на ценность конформизма. У мужчин совместного влияния составляющих эмоциональной креативности и субклинических свойств выявлено не было.

Доклад вызвал живую и горячую полемику участников семинара. Дискуссанты отметили большую значимость исследований в данной области, противоречивость мнений и отношений как к самому понятию эмоциональной креативности, так и к месту и роли этого конструкта в жизнедеятельности человека.

Дискуссант Анастасия Владимировна Петракова, PhD в психологии, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, подчеркнула отсутствие связи между переживаемой эмоцией и способами ее выражения, остановилась на вопросах измерения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности – разработке и адаптации необходимого психодиагностического инструментария, а также затронула вопросы связи эмоциональной креативности с личностными характеристиками темной триады и эпатией.

В своем выступлении дискуссант Кочетова Юлия Андреевна, к.психол.н., доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», также акцентировала вопросы темной и светлой сторон эмоциональной креативности, рассказала о результатах проведенного недавно мета-анализа и интегрального обзора области изучения данного феномена.

Видеозапись вебинара можно посмотреть на канале МГППУ в YouTube. 

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 18 мая 2023 года. Приходите! Будет интересно!

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Факультет "Психология образования", Кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"

Связанное событие: Семинар «Эмоциональная креативность как психологический феномен»