Вся психология в одном университете

В МГППУ прошла пятая международная конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2024)

Релиз

2024-11-18 В МГППУ прошла пятая международная конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2024)

14–15 ноября 2024 года состоялась V Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2024). Организаторы конференции – Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) и Федерация психологов образования России (ФПОР). Конференция проходила в онлайн-формате.

Партнеры конференции: Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна (Армения), Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Беларусь), Белорусский национальный технический университет (Беларусь), Казахский Национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан), Марийский государственный университет, Научно-издательский центр ИНФРА-М, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Уральский государственный педагогический университет, Филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет МЭИ» в г. Смоленске.

Информационная поддержка: портал психологических изданий PsyJournals.ru.

На конференции представлены доклады преподавателей и исследователей ведущих университетов и научных организаций России, Белоруссии, Армении и Казахстана. География российских участников – от Санкт-Петербурга до Иркутска, от Мурманска до Краснодара. В рамках конференции прошли шесть секционных заседания, симпозиум «Цифровизация детства: медиаконтент и игровая реальность».


Секция 1 «Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели»
(руководители – М.Г. Сорокова и Н.Н. Нечаев) была посвящена широкому кругу вопросов. Обсуждались методы использования онлайн-курса как компонента технологии смешанного обучения при подготовке будущих классных руководителей, иммерсивные и интерактивные цифровые технологии как инструменты организации и управления учебно-познавательной деятельностью, применение геймификации и VR-технологий в образовании.

Особое внимание было уделено инструментам оценки цифровой грамотности российских подростков и возможностям нейротехнологий в ассесменте качества онлайн курсов, а также эффективности использования технических средств обучения в дошкольном образовании для развития речи.

Несколько докладов, уже традиционно, было посвящено возможностям цифровых технологий, образовательных платформ, инструментов и сервисов при обучении иностранным языкам, в том числе, корейского. Исследователи продемонстрировали уверенное владение такими инструментами, а доклад О.В. Дониной (Воронежский государственный университет) «Платформы на основе искусственного интеллекта в лингводидактике» был особо отмечен руководителями секции.

Живую и интересную дискуссию вызвали два эмпирических исследования, также отмеченные на секции, – «Паттерны отношения профессорско-преподавательского состава к генеративному искусственному интеллекту и возможности их изменения» (А.С. Иванова, Я.А. Дмитриев, Национальный исследовательский Томский государственный университет) и «Как использование электронного дневника влияет на формирование навыков саморегулируемого обучения?» (О.М. Самойлов, РГПУ им. А.И. Герцена; Е.Н. Волкова ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований РАО; А.В. Микляева, РГПУ им. А.И. Герцена).

Секция прошла очень успешно!


Секция 2 «Использование ресурсов цифровой образовательной среды в инклюзивном образовании и коррекционно-развивающих программах»
(руководители – Л.А. Тишина и Е.В. Подвальная). Доклады секции были посвящены технологиям использования цифровой образовательной среды в процессе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Своим опытом поделились преподаватели иностранных языков высших учебных заведений, обучающие студентов с особыми образовательными потребностями. Особо хотелось бы отметить Ильшата Назифовича Нурлыгаянова (Институт коррекционной педагогики, Москва) за подробный и интересный рассказ об исследовании, которое позволило выявить возможности и трудности онлайн-образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Секции 3 и 5 «Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании. Моделирование и анализ данных для цифрового образования»
(руководители – В.В. Федоров, Ю.П. Кошелева и Н.П. Радчикова). На секциях были рассмотрены вопросы перевода психодиагностических методик из бумажной версии в цифровой формат, возможности и ограничения технологии ChatGPT при использовании в цифровой образовательной среде, рассматривали тестирование как инструмент для измерения усвоенных знаний и персонализации обучения, обсуждалась количественная оценка степени сформированности навыков командной работы с помощью симуляционных тренажеров, рассматривали проект создания программного компонента для фиджитал-игры, тематическое моделирование и особенности содержания психологического, социального и технического компонентов робота в представлениях студентов медицинского университета.


Секция 4 «Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет»
(руководители – Н.В. Богданович и В.В. Делибалт).


Секция 6 «Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики»
(руководители – В.В. Федоров, Н.П. Радчикова, А.А. Шведовская и Е.И. Кузьмина). В рамках данной секции обсуждались вопросы, связанные с использованием для подготовки будущих педагогов, преподавания психологии в педагогических классах, поддержке обучения экспериментированию, формирования навыков устной речи на иностранных языках, различных технологических решений, таких как VR-технологии, интерактивные видео, иммерсивные симуляторы, электронные ресурсы. Также были рассмотрены проблемы в обучении у студентов вуза с применением дистанционных образовательных технологий.


Симпозиум Центра междисциплинарных исследований современного детства ЦМИСД МГППУ «Цифровизация детства: медиаконтент и игровая реальность»
(руководители – О.В. Рубцова и М.Р. Хуснутдинова).


Сборник трудов конференции DHTE 2024 уже опубликован на портале PsyJournals.ru и будет индексироваться в РИНЦ. Здесь же можно найти более подробную информацию об университетах и научных организациях – участниках конференции.


Смотрите запись мероприятий конференции:

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Факультет "Юридическая психология", Факультет "Психология образования", Факультет "Дистанционное обучение", Факультет "Клиническая и специальная психология", Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Центр междисциплинарных исследований современного детства, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании", Кафедра «Цифровое образование» (Цифровая кафедра)

Связанное событие: V Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2024)