Вся психология в одном университете

Школа для каждого: перспективы развития обсудили на Форуме

Новость

Форум решения социальных задач

3 июня в рамках Форума решения социальных задач, организованного Агентством стратегических инициатив, состоялась проектировочная сессия «Формирование образовательных условий организации общего и дополнительного образования для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)».

Участники сессии - руководители психолого-педагогических центров разных регионов России, представители научного сообщества, здравоохранения, институтов развития образования и родительского сообщества - собрались для того, чтобы обсудить меры поддержки и возможности создания в школе дружелюбной среды для детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости.

В пленарной части сессии эксперты обозначили основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В частности, Светлана Алехина, директор проблем инклюзивного образования МГППУ, отметила неопределенность позиций в отношении детей с СДВГ, противоречие, заключающееся в том, что в основе социально-психологического воздействия лежит медицинский диагноз.  

По мнению Оксаны Драгановой, директора государственного областного бюджетного учреждения "Центр "СемьЯ", председателя регионального отделения Федерации психологов образования России Липецкой области, главного внештатного педагога-психолога Липецкой области, дети с СДВГ - пограничная категория обучающихся, которая вызывает затруднения у педагогов, беспокойство у родителей и неудобство для одноклассников:

Создание условий организации общего и дополнительного образования для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью включает в себя подготовку кадров (формирование компетенций по работе с данными обучающимися), материально-технические (специальное оборудование, мягкие зоны, комнаты для релаксации), нормативно-правовые (разработанный регламент взаимодействия, алгоритм работы, положение о ППК), психолого-педагогические условия (все формы и направления деятельности педагога-психолога, включая диагностику и коррекцию детей, просвещение родителей и педагогов, обеспечение психологически безопасной образовательной среды). При этом интеграция общего и дополнительного образования выступает тем самым ресурсом, который позволит замотивировать детей с СДВГ, увлечь их занятиями, к которым есть склонность, социализировать через интересную деятельность в общении со сверстниками. И чем ранее начнётся коррекционно-развивающее сопровождение гиперактивных деток, тем быстрее и эффективнее можно компенсировать их поведенческие проявления и адаптировать к учебному процессу.

Игорь Коробейников, заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики РАО подчеркнул, что дружелюбная среда должна быть комфортной, как для детей, так и для специалистов, и предоставлять им возможности эффективного взаимодействия. Он также указал на отсутствие специального образовательного курса по СДВГ и, как следствие, – неподготовленности кадров.

Анна Басова, заместитель главного врача Центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой остановилась на проблеме размытости диагноза СДВГ, отсутствии проработанных критериев. Возможностью решения этой проблемы эксперт считает смещение акцента с диагноза на нарушения жизнедеятельности и работу с ними.

Людмила Межевова – родитель ребенка с СДВГ, координатор проектов МООР «Импульс», рассказала о социальных последствиях синдрома для детей, среди которых - буллинг, депрессия, суициды. Кроме того, она подчеркнула, что требуется совершенствование механизмов финансирования образовательных программ и возможность создания условий для детей с синдромом СДВГ по итогам ПМПК.

Виктор Зарецкий, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ отметил два основных разнополюсных вектора в лечении СДВГ: только медикаментозно и без использования лекарств вообще. Он подчеркнул, что фактор личной, активной вовлеченности в процесс самого ребенка, серьезно недооценивается.

Открывая работу проектной части сессии, Олеся Леонова, руководитель Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников (МГППУ) выделила три ключевых вопроса содержательной основы самой сессии, которые должны быть отражены в рекомендациях экспертов по ее итогам:

  1. Что способствует созданию дружелюбной среды для детей с СДВГ, детей вне рамок статуса ОВЗ, нуждающихся в особом внимании в связи с повышенным риском уязвимости; что для этого делают государственные институты и НКО. Как с помощью существующих ресурсов, требований, нормативов обеспечить повышение возможностей и качества работы с детьми с СДВГ?
  2. С какими проблемами и сложностями сталкиваются образовательные организации общего и дополнительного образования, организации социальной сферы в плане оказания детям с СДВГ помощи, способствующей их развитию, воспитанию, обучению и социализации?
  3. Существует ли необходимость внесения изменений в существующие федеральные требования для совершенствования мер поддержки детей с СДВГ и оказания им адресной помощи?

Преподаватели факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ приняли активное участие в работе круглого стола, посвящённого общему образованию детей и подростков с синдромом дефицита внимания. Декан факультета Ева Артемова, поделилась планами факультета: разработка программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьюторов, учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей дошкольных упреждений, проведение мастер-классов для родителей, программа переподготовки для педагогических работников. 

По словам Светланы Алехиной этот ключевой трек Форума, собравший специалистов различных сфер и представителей родительского сообщества, был крайне насыщенным: «в результате мы имеем пакет предложений, который высказали участники сессии и вывод о том, что междисциплинарный разговор о проблеме, с обязательным вовлечением в него родителей, необходимо продолжать». Она также добавила, что МГППУ, который стал партнером АСИ в организации сессии, будет вести дальнейшую работу в этом направлении.

Итогом работы сессии стала разработка предложений экспертных групп по развитию организационных, кадровых, методических ресурсов и нормативных оснований совершенствования образовательных условий для детей с СДВГ в системе общего и дополнительного образования, а также межведомственных механизмов оказания адресной помощи детям с СДВГ и их семьям.

Также 3 июня, в рамках лаборатории «Школа для каждого» состоялась дискуссионная сессия «Дружелюбная среда для детей с РАС как ключевое условие инклюзии в разных сферах жизнедеятельности». Модератором сессии выступил Артур Хаустов, директор ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ. В рамках сессии участники попытались определить содержание понятия «дружелюбная среда» для человека с РАС, рассмотреть его ключевые аспекты и примеры реализации в разных сферах жизнедеятельности, наметить перспективные пути создания дружелюбной среды в различных организациях, осуществляющих сопровождение детей с РАС.

Спикеры и участники круглого стола пришли к выводу, что дружелюбная среда очень сильно связана с человеко-ориентированным подходом к процессу включения людей с РАС в различные сферы: особое значение здесь имеет используемая по отношению к ним лексика и терминология, дестигматизация, информированность общества о проблеме и учет интересов и пожеланий самого человека с РАС.

В отличие от понятия «доступная среда», которое представляет из себя перечень определенных изменений, которые необходимо внести в окружающую среду, концепт «дружелюбной среды» в гораздо большей степени связан со сферой межличностных отношений, а потому сложно формализуем, но объективно необходим в проблеме принятия людей с аутизмом в нашем обществе. Артур Хаустов подвёл итог сессии, подчеркнув важность проработки подобных этических категорий как перспективного шага на пути развития инклюзивного общества.

Участники лаборатории «Школа для каждого» продолжат обсуждение вопросов развития инклюзивного образования на площадке «Точки кипения», которая откроется в МГППУ 15 июня 2022 года. 

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Факультет "Клиническая и специальная психология", Факультет "Консультативная и клиническая психология", Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников, Факультет "Психология образования"